HiFiMan HM 901 и HM 802


HiFiMan HM 901
HiFiMan был первой компанией, представивших первый плеер Hi-End с точки зрения звука, пока остальные гиганты соревновались лишь мультимедиа возможностями. С 2010 года вслед за HiFiMan появился Colorfly C4 Pro, потом iBassoDX100, а в этом году добавились Astel&Kern AK100, AK120 и MonsterAudio 9. Вполне ожидаемо было и обновление плеера HM 801 со стороны HiFiMan, серьезно отстающего в плане эргономики.
HiFiMan HM 901
Первая информация о новой модели появилась за год до его финального выхода.

HiFiMan HM 802
По первичной информации плеер получил название HM802 и намеки на использование ЦАП-ов от Wolfson, но выход DX100 с Sabre32 ES9018 вероятно скорректировал планы и плеер стал базироваться сразу на двух ЦАП ES9018 (формально самый лучший на сегодняшний день), получив новое название HM 901. После, уже практически финального выхода и первых продаж, снова всплыл HM 802-й как более бюджетный вариант. Внутренние различия оказались только в моделях ЦАП. При создании текущего обзора использовался прототип или первая версия HM 802, использующего обычный, не дискретный регулятор громкости. На днях пришла финальная версия, с дискретным регулятором.
Микросхема ЦАП ES9018 на сегодняшний день обладает самыми высокими параметрами среди выпускаемых ЦАП (135 дБ сигнал шум в моно режиме, -120 дБ КГИ+шум), но это не означает автоматически самого лучшего звука. т.к. технические параметры коррелируют с субъективным восприятием лишь косвенно. Более уместно общее правило, что старшие модели у разных производителей играют на очень высоком сопоставимом уровне, но с разным характером и подачей. На звук в не меньшей степени влияет и обвязка ЦАП.
ЦАП ES9018 использует плеер iBasso DX100. HM901 использует сразу два ЦАП в моноканальном включении. Использование двух ЦАП скорее продиктовано скорее идеологически в виде "в два раза больше - в два раза лучше". Дело в том, что ЦАП изначально восьмиканальный и если его использовать в стерео режиме, то надо сложить четыре левых канала и четыре правых, где за счет усреднения одинаковых каналов получается более высокий параметр сигнал/шум и более высокая итоговая точность построения волны за счет усреднения погрешности каждого из каналов.
HiFiMan HM 901 изнутри 2 ES9018
В случае использования моноканального включения, усредняются уже не четыре звуковых потока на канал, а восемь. Подводный камень тут в том, что микшировать каналы надо в обвязке ЦАП, а не внутри, а это требует отдельных элементов, занимающих немалую площадь. В обвязке ЦАП у HM 901 можно видеть OPA2107 и OPA627. Паспортные данные на полученные характеристики от производителя на HM901: сигнал/шум 106 дБ, искажения 0.008% (-82 дБ). Для стационарного ЦАП на такой микросхеме это было бы средним показателем, но для плеера вполне нормально. Забегая вперед, данные значения полностью соответствуют полученным в тестах.
Микросхема ЦАП WM8740 последнее время широко распространена в плеерах и портативных ЦАП. Его можно встретить в обширной линейке портативных USB усилителей iBasso и FiiO, таких плеерах как: iBasso DX50, FiiO X3, AK100 и AK120. Хотя WM8740 и можно встретить в бюджетных устройствах, качество звучания очень сильно зависит от реализации обвязки. HM802 и AK120 используют WM8740 в монофоническом включении, как самом качественном.

HiFiMan HM 901 и HM 802
В целом HiFiMan - это образец идеального подхода со стороны компании производителя к клиенту, что хорошо видно на примере первого плеера HM 801. Рецепт успеха был очень простым. Сперва был задан вопрос на Head-Fi, готовы ли меломаны покупать плеер стоимостью под $1000 и каким его хотелось бы видеть. В итоге пользователи заявили, что хотят видеть в плеере аккумулятор с высоким напряжением, сменный модуль усилителя, мультибитный ЦАП и т.п., все, что правильно аудиофильской точки зрения. Все это воплотилось в плеере HM 801, который продается неплохо до сих пор. Это тот вид маркетинга, который наиболее близок к клиенту и наиболее хорошо работает с позиции продаж. Недостатком такого подхода служит обычно то, что клиент не всегда разбирается в том, что действительно качественно и поэтому компания могла бы сделать что-то еще лучше и качественнее, но не стала, т.к. «клиент всегда прав».

HiFiMan HM 901
HM 802 и HM 901 являются развитием концепции HM 801, но где клиент-ориентированного маркетинга стало меньше. Основная работа проведена над эргономикой плеера, который стал компактнее и получил более понятное и простое управление в меню. Минусом стал унифицированный собственный разъем, через который к плееру подключаются различные переходники для линейного выхода, цифрового входа, а также зарядное устройство. То, с чем покупателям приходится мирится лишь из-за определенных уникальных качеств и постоянно ругать производителя. К сожалению, специализированные разъемы способны убить желание потребителей покупать действительно хорошие продукты и за примерами далеко ходить не надо. Фотоаппараты и плееры Sony, которые покупают в последнюю очередь, провал модели Cowon C2, обладающей лучшими характеристиками против Cowon D2/D20 и т.п.. Хотя в HiFiMan в этом не видят никакой проблемы (а только плюсы для себя), европейский рынок скорее всего даст понять, что при жесткой конкуренции плееры от Colorful и Astel&Kern получат существенное преимущество. iBasso DX100 и HiFiMan HM901/HM802 же более уязвимы.
HiFiMan HM 802
Единый разъем для зарядки, USB, цифровых входа и выхода, линейного выхода.
Внешний вид HM 901 и HM 802

HiFiMan HM 901, iBasso DX100 и Colorfly C4 Pro
Габариты плеера меньше, чем у Colorfly C4 Pro и iBasso DX100. Но не настолько, что бы контраст был сразу очевиден или существенен. Тем не менее, если переход от С4 Pro к HM 901 сперва не дает заменой разницы в габаритах, то после пары недель использования HM 901 обратный переход очень хорошо дает ощутить и большие габариты корпуса C4 Pro и маленький экран. Ощущение, что C4 Pro – это «старый винтажный плеер», только усиливается.

HiFiMan HM 901 и HM 801
Сравнение габаритов с HM801 показывает более существенную разницу. Новый вид существенно лучше старого, но все же некоторые моменты у HM 801 более выигрышны. HM801 был покрашен в темно коричневый цвет с блестками, аналогично Sennheiser HD 650, а HM901 и HM802 однотонным цветом. К слову, только у HM802 есть ощущение что передняя панель металлическая, в то время как HM 901 кажется полностью сделанным лишь из пластмассы. Из чего на самом деле передняя панель, установить без разбора плеера не представляется возможным.

HiFiMan HM 802
Мне кажется, что если бы HM-901 сохранил бы покраску как HM 801 (без «золотых «кнопок), то он от этого бы только выиграл. Фактически, младшая версия HM 802 выглядит лучше и привлекательнее, нежели старшая HM 901. На фотографиях используется первая версия HM 802, имеющая немного другую раскраску и часть фото будет заменена в ближайшее время под финальный вариант.

HiFiMan HM 601, HM 901, HM 802 и HM 801
Возможно, если появится мультибитная версия, то вернется и «мультибитный цвет».
HiFiMan HM 901 и HM 802
Основные фишки у HM901/802 – это поворотное колесо и оригинальный регулятор громкости. Регулятор громкости должен давать ассоциацию с винтажными американскими магнитофонами, но в нашей стране плеер сильно похож или на диктофон, или старый пленочный фотоаппарат с колесом ручной перемотки пленки.
HiFiMan HM 901 и HM 802
С учетом того, что ряд дешевых мыльниц позволяют слушать музыку, то со стороны окружающих можно получить сочувственный вздох, что бедняге не хватило денег на нормальный мобильный телефон… Гопников точно можно не боятся.

HiFiMan HM 901
Работа колеса заслуживает отдельных похвал. Управлять плеером очень удобно и колесо с лихвой компенсирует использование не сенсорного экрана. Вначале колесо может показаться или тугим, или скользким, но после оно разрабатывается и управление очень удобное.

HiFiMan HM 901
Регулятор громкости вначале не слишком удобен, т.к. немного туговат, но после он немного разрабатывается и автоматически пальцы находят удобную позицию для его управления.
За счет того, что есть возможность сравнить HM 901 со сроком эксплуатации больше месяца и новым HM 802, боятся тугого колеса на стоит, оно разрабатывается. В начале регулировка нужна даже двумя пальцами и ступеньки едва тактильно ощущаются, а после спокойно регулируется одним пальцев с четкой градацией. Против HM 801, новый плеер удобнее намного. Против С4 Pro паритет.

HiFiMan HM 901 и HM 802
Выход под наушники расположен сверху, а все управляющие кнопки с колесом снизу, что затрудняет управление плеером в кармане вслепую. Не скажу, что мелкие кнопки у HM801 были лучшим решением, но это было немного удобнее для слепого управления из кармана, нежели текущая реализация в HM901/HM802.

HiFiMan HM 802
У HM 901 используется дискретный регулятор с минимальным расхождением громкости между правым и левым каналом.

Дискретный регулятор HiFiMan HM 901 изнутри
Количество ступеней вполне достаточное для комфортной регулировки уровня сигнала. У HM 802 регулятор обычный.

Colorfly C4 Pro и HiFiMan HM 901
Эстеты часто заказывают отдельные чехлы под плеер, но обычно такой плеер удобно носить в чехле от наушников или переносного винчестера. Например, Colorfly C4 Pro идеально подошел чехол от SoundMagic. Для HM 901 отличным вариантом стал чехол от какого-то переносного винчестера. Никаких проблем с перегревом не возникло. Отдельный чехол из кожи по мнению автора стоит брать только в том случае, если плеер планируется носить на отдельном ремне или поясе, а если в кармане, то красивый чехол вскоре потеряет свой красивый вид (самый страшный враг - молния).
Первый и второй месяц самые благоприятные для покупки дизайнерского чехла, т.к. в это время к плееру самое трепетное отношение, после же всё воспринимается проще. В то же время, когда плеер изначально окружен заботой и все сделано для его бережной эксплуатации, плеер способен дать больше и дольше радости от его использования. Если изначально нацелены на покупку чехла, то лучше с этим не затягивать, т.к. потом перейти с простого чехла просто не получится.

Colorfly C4 Pro, iBasso DX100 и HiFiMan HM 901
С позиции эргономики идеальным вариантом является возможность управления плеера всего одной рукой. Если не считать малогабаритных плееров AK, то такое возможно только с С4 Pro. HM 901 и HM 802 в ряде случаев требуют участия второй руки. С iBasso DX100 ситуация еще хуже, поэтому прогресс в сравнении с HM 801 налицо, но можно было сделать и еще лучше.
Colorfly C4 Pro, HiFiMan HM 901 и iBasso DX100
Ранее, когда только появился C4 Pro, была возможность в течении года использовать одновременно HM 801 и С4 Pro и при равных условиях C4 Pro был всегда предпочтительнее. Переход с 801 на С4 Pro был простым и легким, а обратно мучительным. Схожая ситуация повторилась и с iBasso DX100. Возможно, при использовании отдельной управляющей гарнитуры ситуация с DX100 была бы другой, но в штатной комплектации такого пульта управления нет и С4 Pro остался лидером по эргономике при использовании вслепую.

HiFiMan HM 901 и Colorfly C4 Pro
С HM 901 и HM 802 ситуация на порядок лучше и более того, особой разницы с С4 Pro нет. Единственное, в чем проигрывает 901 перед С4 Pro – это доступность кнопок вперед-назад для переключения треков через чехол, тактильно сложно определить их местоположение. А определив, надо еще вспомнить, какая кнопка за что отвечает. Большой экран, колесо и меньшие габариты это вполне компенсируют.
До HM901/HM802 C4 Pro воспринимался одновременно и винтажным и современным плеером, но на фоне HM901/HM802 он становится только винтажным из-за менее крупного и информативного экрана.
HiFiMan HM 901
Возможность использовать крупные флешки – большой плюс, т.к. они обычно дешевле мелкоформатных. Собственной памяти в плеере нет, но поддерживается флеш-память до 128 Гб. Плеер тестировался с флешками от 4 до 32 Гб, никаких проблем замечено не было.
HiFiMan HM 901 и HM 802
На презентации в Москве новых продуктов HiFiMan уделили внимание вектору развития компании. Hi-End плееры напрямую сравнивались с профессиональными фотоаппаратами, у которых много сменных частей (в частности объективы). По данным компании доля таких фотоаппаратов неуклонно растет и ситуация с плеерами повторяется. Многие объективы и аксессуары совместимы только в рамках одного производителя и позволяют произвольно делать апгрейды, например сперва купить «тушку» фотоаппарата, потом объективы, а после купить новый фотоаппарат используя ранее купленные объективы. За счет совместимости объективов и фотоаппаратов только одной марки покупатель становится заложником одной марки, что для компании производителя очень хорошо. Другой яркий пример - продукция Apple со своими разъемами и софтом. Все это отражается и в продукции топовых плееров HiFiMan.

Отдельным фактором роста спроса на Hi-End плееры обусловлен более быстрый ритм жизни, когда музыка слушается в пути, в дороге. Дома же остается очень мало времени на музыку.
Другой момент, это квартирный вопрос, когда малогабаритное помещение не позволяет реализовать хороший звук с качественных акустических систем, либо плохая звукоизоляция не располагает к прослушиванию на нормальной громкости. Рынок больших Hi-End систем сегодня переживает сильный спад, уступая место мобильным и компактным устройствам.
Автор сам замечал, что придя домой, проще и быстрее подцепить C4 Pro к Audiolab M-DAC по SPDIF, нежели запускать музыку через компьютер.
Несмотря на то, что помимо HiFiMan можно насчитать еще 5 производителей с аналогичными плеерами, в штуках продажи плееров HiFiMan только растут и компания больше озабочена увеличением мощности производства, нежели поиском покупателей.
HiFiMan HM 901
Сама по себе возможность менять аккумулятор самостоятельно - это большой плюс. Не надо обращаться в сервисный центр и можно накупить пачку аккумуляторов перед дальней поездкой или путешествием. Из плееров топ уровня такое есть только у плееров HiFiMan.

HiFiMan HM 901
Некоторым минусом на сегодняшний день является то, что такой аккумулятор используется только с HM802/901 и заряжается только через плеер. Например у iBasso DX50 аккумулятор унифицированный с широко распространенным телефоном от Samsung. Но тут справедливости ради надо отметить, что в сегменте топ плееров сменный аккумулятор все равно есть только у HM901/802 и широкая совместимость не более чем пожелание. Но, возвращаясь к концепции компании, будет ли актуален этот аккумулятор для следующего поколения плееров?

HiFiMan HM 802
Аккумулятор состоит из аккумуляторов, +7.4 В емкостью 1600 мАч и - 7.4 В 520 мАч. Есть упоминания, что одна часть используется для цифровой части, другая для аналоговой.
Это по большому счету маркетинг, навязанный самими потребителями. Технически различные преобразователи можно поставить без проблем, но когда это делают непрофессионалы, то результат получается плачевный и в сторону единого источника питания есть предубеждение. Тут надо благодарить отдельных горе-самоделкиных, оправдывающих свою низкую квалификацию "нежелательными для Hi-End решениями". Тут HiFiMan работает на пожелания клиентов…

HiFiMan HM 901
Батарея высокого напряжения из той же оперы, не всем удается грамотно реализовать конвертирование из малого напряжения в высокое от стандартного аккумулятора и поэтому потребители хотят видеть высоковольтный аккумулятор. Производителю в таком случае остается лишь вздохнуть с облегчением и использовать максимально простую и надежную схему. При этом, если производитель постарается сделать все в сторону эргономики с унифицированным аккумулятором, то просто потеряет ту аудиторию, что оценивает качество по "техническим понятиям". Под каждого клиента должен быть свой продукт.
Для большей простоты используется и двухполюсное зарядное устройство, оптимальное под двухполюсную батарею. Вот тут возникает вопрос, что же мешало больше уделить внимание эргономике устройства как в iBasso DX50, который можно заряжать от любого компьютера? В случае с HM801, HM802 и HM901 офисный работник обязан помимо плеера возить с собой и зарядное устройство, что бы иметь возможность его подзарядить, либо покупать вторую зарядку. В этом плане Colorfly C4 Pro и AK100/AK120 образцы эргономичных плееров. iBasso DX100 и HiFiMan HM802/901 на сегодняшний день аутсайдеры по эргономике в плане подзарядки. А если добавить, что для смартфорнов существуют еще и отдельные универсальные аккумуляторы-зарядки...
HiFiMan HM 901 и блок питания
Отдельно хочется отметить, что используется отдельная схема, определяющая уровень заряда, как только плеер заряжен, блок питания отключается и тем самым продлевает жизнь аккумулятору. iBasso DX100 в аналогичных условиях постоянно напоминает о том, что блок питания давно пора отключить, а Colorfly C4 Pro вообще не имеет внятной сигнализации о полной зарядке. Соответственно HM802/901 можно поставить на зарядку и отключить когда удобно, не беспокоясь ни о чем. С остальными плеерами лишнее время подзарядки постепенно вырабатывает ресурс батареи.
Для смены аккумулятора надо снять заднюю крышку, что реализовано очень удобно, т.к. не надо раскручивать какие-либо болты. Задняя крышка фиксируется защелкой.

HM 802 и переходник на линейный выход и цифровой вход
Так как все цифровые и линейные выход-входы сделаны через единый разъем, совмещенный и с питанием, то заряжая плеер можно слушать только с выхода для наушников. Возможно в будущем док станция исправит эту ситуацию, но сейчас это довольно неудачное решение для использования HM802/901 дома в большой системе в качестве транспорта или аналогового источника.

HM 802 и USB шнур
Время работы плеера с низкоомными наушниками в среднем составляет в среднем 8-9 часов, что хороший результат для плеера такого уровня. С высокоомными наушниками можно получить и 10 часов, т.к. высокоомным наушникам нужно более высокое напряжение при более низком потреблении тока.

HiFiMan HM 901
Сменный усилитель - очень хорошая идея, получившая поддержку со стороны различных энтузиастов. Усилитель располагается за аккумулятором и легко меняется.

HiFiMan HM 901
К сожалению, старые усилители от HM801 несовместимы с HM802 и HM901.
Был задан вопрос в HiFiMan, в чем были сложности с сохранением совместимости. Оказалось, на рынке Китая есть и другие устройства, в которых можно использовать усилитель нового типа. Очень хочется надеется, что в следующем поколении совместимость с усилителями останется.
На текущий момент предлагается четыре усилителя, базовый недорогой Gandi II/Standart, специализированный для внутриканальных наушников IEM Card, универсальный MiniBox и старший балансный Balance Card.
HiFiMan HM 901
Под балансный усилитель у плеера предусмотрен отдельный переключатель. У HM801 такого не было и при использовании балансного усилителя выход был отдельным, выступающий из корпуса, сильно ухудшающий эргономику. Теперь с этим полный порядок. При использовании небалансных усилителей регулятор переключения на звук никакого влияния не оказывает. Если при использовании балансного усилителя в балансном режиме использовать небалансные наушники, то получается более громкий звук с почти монофоническим звучанием.

HiFiMan HM 901
Для включения и выключения плеера используется ползунок, работающий аналогично плеерам HM 601, но уже без бага с геометрическими размерами, когда возникало ощущение, что сдвиг ползунка происходит не до конца. Единственное, при выключении в меню возникает вопрос, надо ли выключать плеер, который совершенно излишен. Этот ползунок случайно нажать нельзя, а заморачиваться с очевидными ответами неудобно при управлении плеером вслепую. Возможно, это упростят в будущих прошивках.
Но, это компенсирует отдельная настройка, которой очень сильно не хватает в C4 Pro. Можно выставить время автоматического отключения и как только плеер ничего не воспроизводит или находится в режиме паузы. С4 Pro например автоматически отключается, когда находится в режиме стоп, но это не работает с режимом пауза, или когда его отключаешь от зарядки. В итоге С4 Pro умеет тихо и непредсказуемо разрядится сам по себе. HM 901 и HM 802 более продуманы с позиции энергосбережения.
HiFiMan HM 901
Включается плеер порядка 5-7 секунд при прошивке 1082. С начальной beta 1082 прошивкой включение занимало более 30 секунд.
HiFiMan HM 901
Есть отдельный переключатель Hold, блокирующий экран и клавиши.

HiFiMan HM 901
Два режима HD и Vintage по измерениям отвечают за выбор среза верхней частоты, у Vintage частота ниже и соответственно высокие частоты начинают убывать раньше. В режиме Vintage звучание ближе к HM 801. Этот режим хорошо подойдет наушникам с ярко выраженными высокими частотами. Low и High Gain отвечают за коэф. усиления усилителя для наушников.
HiFiMan HM 901
Экран и программные возможности

Русский язык есть. Перевод названий корректный.
Актуальная поддержка Cue – есть. Глюки с неверным позиционированием и т.п. есть тоже, но в целом на том же уровне, что и у C4 Pro и других плееров. Пока что, увы, плеера с идеально поддержкой Cue нет, из-за отсутствия жестких стандартов для Cue файлов. Если плеер начинает зависать, значит проблему надо искать в первую очередь в одном из Cue файлов.
Актуальная навигация по папкам есть.

Кирилица отображается корректно.
Для отображения названия предусмотрено до трех строк, что более практично, нежели бегущие строки у C4 Pro.

Обложки альбомов отображаются без проблем.
Плеер поддерживает множество форматов, включая DSD формат с расширением файлов .dff.
При воспроизведении звуковой поток пересчитывается в wave, причем на посредственном уровне с фактической верхней частотой около 15 кГц и после множественным альязингом до 45 кГц. Вероятно, более качественный конвертер требует более мощного процессора. Остается надежда, что для HM 901 будет добавлена возможность воспроизводить DSD напрямик, т.к. ЦАП ES9018 такой формат поддерживает, в то время как ЦАП WM8740 у HM802 нет. Это было бы хорошим разграничением в позиционировании. На текущий момент поддержка DSD довольно сомнительная и играет ознакомительную роль.

Тесты показали, что HM802 и HM901 корректно воспроизводят форматы высокого разрешения вплоть до 192 кГц 24 бит. Но есть странная загвоздка с завалом АЧХ в области высоких частот. Не слишком ясно, перед нами слишком крутые аналоговые фильтры или это результат дополнительной фильтрации в виде внутреннего SRC (аналогично аппаратному SRC в С4 Pro или программному SRC в DX100). Измерения не дают однозначного ответа, но показывают разный характер спектров шума для HM 802 при выборе HD и Vintage. Это подробно расписано в разделе измерений.
Есть вероятность, что это результат поиска звука, который хорошо звучит, а не выглядит выигрышно в цифрах. А может требуется отдельное "спасибо" инженерам за "качественно" сделанную работу.
Более важно то, что более высокая разрядность в частотах дискретизации 44.1 кГц действительно слышна и имеет реальное преимущество, а вот 96 и 192 кГц при разрядности 16 бит субъективного преимущества обычно не дает. Записи же высоких форматов независимо от частоты дискретизации записаны в формате 24 бит и соответственно хорошо звучат независимо от крутизны завала ультравысоких частот. Обычно записи в высоких форматах разрешения снимают с микросхем ЦАП обязанность аппроксимации сигнала в более высокую частоту в ближнем ультравысоком диапазоне и это положительно сказывается на качестве звучания, а крутизна завала ВЧ мало значительна.
У других плееров завал выражен в гораздо меньшей степени, аналогично большинству стационарных ЦАП.
При подготовке презентации новых продуктов HiFiMan в Москве не планировалось раздавать семплы для обзоров. Однако во время презентации было решено не только дать семплы под обзоры но и вообще их подарить (не словом, а делом подтвердили, что российский рынок для HiFiMan очень важен). Единственный момент, который не был предусмотрен, это комплектация, на весь десяток был только один блок питания и никаких переходников. Причем первые ушедшие с презентации об этом скорее всего узнали только после того как плеер разрядился, а зарядить то его ... Невольно напрашивается создание демотиватора с фото HM 901 и вопросом, "сколько длится счастье ... ".
Это объясняет задержку с выходом обзоров HM 901 в российский изданиях после проведения пресс-лонча.
Разумеется, HiFiMan выслал дополнительные комплектующие, а до этого, дистрибьютор HiFiMan в России Mycroft предоставил для теста и модель HM 802 (что бы без зарядки без дела плеер не лежал). Из усилителей довелось использовать IEM Card и Balanced Card. Оставшиеся усилители Standart и MiniBox с финальной версией HM802 были высланы отдельно.
Качество звучания HM 901 и HM 802
Звучание плееров оценивалось в два этапа - в составе акустического тракта в качестве ЦАП и с выхода для наушников. Первый тест дает возможность оценить реализацию потенциала ЦАП, второй удачность работы по прямому назначению с наушниками.

Если уж устройство содержит высококлассные ЦАП, то может ли соперничать со стационарными ЦАП? Предыдущие материалы однозначно показывают, что нет, конкуренцию плееры составляют лишь современным звуковым картам топ уровня, вроде E-MU1212m, Creative Titanum HD/ZxR, Asus Xonar Essence ST/STX, как продвинутые ноутбуки против хороших системников.
Сейчас основной вопрос, какой из плееров самый лучший или на каком уровне оказались HM901 и HM802 против DX100 и С4 Pro.
Для референса использовались ASUS Essence One Muses и Audiolab M-DAC. Формально это устройства изначально более высокого класса. ASUS Essence One Muses использует моноканальное включение PCM1795 с операционными усилителями Muses 01 высокого класса с внешним преобразованием ток-напряжение. Audiolab M-DAC использует ES9018 как и DX100 с HM 901, но с более серьезной обвязкой, включая дискретный выходной каскад. One Muses – это ЦАП для комфортного аудиофильского прослушивания, в то время как M-DAC больше студийный вариант с аналитичным точным звучанием.
Все плееры были подключены к роутеру на галетном переключателе с возможностью подстройки уровня каждого входа индивидуально через пассивные регуляторы. Выставление единого уровня позволяет убрать разницу в звучании, вызванной психоакустикой, когда более громкий источник звучит детальнее или резко. Выставление уровней было произведено в пределах отклонения до сотых долей дБ между источниками.

Для лучшей синхронизации при мгновенном переключении к DX100 по оптике был подключен M-DAC, а с него по цифре подключены ASUS One, C4 Pro, HM802 и HM 901. За усиление отвечали усилители Technics SE-A5 и SE-A7, подключенные к активному кроссоверу Behringer CX2310. В АС используются динамики Vifa XT25 и Etone 8-800/37.
В целом, все плееры примерно на одном уровне, до стационарных источников немного недостает детальности и проработки послезвучий. Однако надо признать, что разница невелика и если тракт условно будет до $1000-2000 то особой принципиальной разницы между плеерами и ЦАП-ами верхнего уровня просто не будет.
DX100 воспринимается как самый нейтральный источник, нечто среднее между С4 Pro, HM802 и HM901. Детальность во всем частотном диапазоне одинакова и в целом звук самый сбалансированный и ничем сильно не выделяющийся. С позиции универсальности это хорошо, с позиции «характера» или «жанровости» плеер «не цепляет». В целом звучание к One Muses ближе, чем к M-DAC.
C4 Pro более точен в построении сцены, делая источники более точечными. С4 Pro более чисто работает в области средних и низких частот, но ярче в области высоких. Высокие частоты самые яркие из всех моделей плееров, и с хорошей разборчивостью. Наиболее удачно воспроизводятся струнные инструменты, где выигрышно подчеркивается высокочастотный диапазон при чистом воспроизведении средних частот.

HM 901 дает самую широкую и глубокую сцену. Звучание слегка компрессионное, что вместе с большим объемом сцены дает самое масштабное звучание. Очень энергичная подача, спокойная музыка воспринимается более яркой и динамичной. Идеальный плеер для популярной танцевальной музыки, тяжелого рока и транса. Плеер хорош для пеших прогулок, где музыка должна заряжать слушателя.

HM 901 и M-DAC
Сказать, что HM901, DX 100 и M-DAC звучат с одинаковым почерком ES9018 нельзя, звучание у каждого источника свое, и HM901 с DX 100 отличаются от M-DAC в той же степени, что и C4 Pro с HM 802.

HM 802 самый «деликатный» и спокойный, образно говоря, Metallica звучит как The Beatles, а Astral Projection как Amethystium. Это, вероятно, результат немного приглушенных частот и характера WM8740, из-за чего звучанию не хватает резкой атаки. Наиболее хорошо отыгрываются спокойные стили таких групп, как Chris Lee, Jim Brickman, Makyo и д.р. Вокал наиболее комфортный и надо отметить, что возможно хорошая подача вокала, это хорошо реализованный WM8740, т.к. ранее хорошие впечатления именно от вокала оставили QLS 350 и A&K AK120. Хотя высокие частоты немного приглушены, это не сказывается на их разборчивости, детальность на высоком уровне. Отличный источник для спокойного времяпровождения. Фактически, HM 901 и HM 802 являются полными противоположностями без явного разделения как "старший" и "младший".
Для большинства случаев HM 901 дает более востребованный звук, аналогично тому, как изначально многих привлекают динамические модели наушников с басом, и лишь потом появляются дополнительные или основные арматурные наушники с «ровным» звучанием. Примерно похожая ситуация и с HM 901 и HM 802. Для первой покупки HM 901 более выигрышно звучит и соответствует первоначальным ожиданиям в сторону лучшего звучания. Но потом, когда первая волна восторга уляжется, а все основные альбомы прослушаются, то пользователь снова станет слушать основное направление музыки, и звучание остальных моделей может быть воспринято уже не как лучшее, а как более предпочтительное для определенных жанров. Для HM 802 – это вокал и релакс. Менее универсальный, но как второй плеер, очень хорошо дополняющий HM 901-й.
Усилители для наушников

Звучание с наушниками у HM802 и HM901 зависит от выбранного усилителя. На текущий момент была возможность оценить плееры с IEM Card и Balance Card. Оценка Standart и MiniBox в процессе.

Если сравнивать на небольшой громкости, то разница между ЦАП-ами 802 и 901 больше, чем между усилителями IEM Card и Balance Card в режиме Normal.

Балансная карта на динамических наушниках в разных режимах будет отличаться в основном громкостью и немного в области низких частот из-за разного выходного сопротивления, которое в балансном режиме выше. На арматурных наушниках разные режимы будут сильнее сказываться в первую очередь в конечной АЧХ. Специально под балансную карту был сделан отдельный провод с 4-х контактным штекером для возможности подключения M-Audio IE-40, кастомизированных Westone UM 3X RC и Puretone Classic 3.
Любителям однодрайверных арматур балансный режим может понравиться за счет подъема высоких частот. С многодрайверными арматурными наушниками, к примеру с Puretone Classic 3, более предпочтителен обычный режим, т.к. в балансном режиме происходит ослабление высоких частот и подъем средних. Уровень громкости в режиме Normal имеет большой запас по громкости.

В режиме Normal уровень громкости с Balance Card выше, чем у IEM Card. В режиме Balance с балансного усилителя уровень сигнала увеличивается почти в два раза. Плеер имеет ограничение на выходной ток для усилителя (20 мА) и получить на низкоомной нагрузке больший максимальный уровень сигнала с балансным усилителем не получится (в качественном виде), поэтому под низкоомные внутриканальные имеет смысл ограничится IEM Card, а балансную карту с балансным режимом брать только под высокоомные наушники. Но, относительно ограничения по току информация будет уточнена для остальных усилителей.
Несмотря на ограничения по току, ситуации, когда потребовалось выставить уровень сигнала и получить клиппинг ни разу не возникло, даже в условиях метро с накладными и полноразмерными наушниками.

Перед С4 Pro у HM 901 и HM 802 будет преимущество в области низких частот, т.к. с низкоомными наушниками низкие частоты не ослабляются. Уровень громкости у IEM Card выше, чем у С4 Pro с выхода 3.5 мм и ниже, чем с 6.5 мм. DX100 немного уступает по громкости против балансной карты в балансном режиме, но в целом разница в громкости несущественна.
Качество встроенных усилителей находится на очень высоком уровне. Возможность смены усилителей только расширяет границы для экспериментов с оттенками звучания. Детальное сравнение усилителей HiFiMan планируется во второй части обзора.
Технические измерения HM 901 и HM 802
Линейный выход

Для HM 802 используется низкая частота для аналогового фильтра, что дает несколько больший завал АЧХ в области самых высоких частот. Однако справедливости ради надо отметить, что у большинства ЦАП вид АЧХ не сильно отличается, если частоту сместить на одну октаву, то получится типичная АЧХ, как и у других стационарных ЦАП. В режиме Vintage завал начинается раньше, но при этом крутизна фильтра немного ниже.
У HM 901 завал выше и сказать что результат близок к другим ЦАП нельзя. АЧХ в целом похожа на использование режима Trancient в Audiolab M-DAC, но без явно выраженных ступенек на волне. Любители технических параметров могут поморщить нос в сторону не идеальной АЧХ, но явно расслышать завал именно в ультравысокочастотной области не получится.

Характер спектров указывает на вероятный широкополосный джиттер, на это указывает подъем шумовой полки и наличие симметрично расположенных гармоник вокруг основного тона. Но симметрично расположенные гармоники непостоянны во времени, они, то появляются, то затухают с постоянной периодичностью. Альтернативным вариантом может быть использование до ЦАП отдельного конвертера SRC (как аппаратного, так и программного), выполняющего роль цифрового фильтра. Изменчивость спектра в этом случае аналогична изменчивости форме меандра, снятого в разный момент времени.

В сторону отдельного фильтра косвенно указывает разница спектров от шумовой полки у HM 802, которая не взялась бы при использовании других настроек аналогового фильтра.
Использование цифрового фильтра может являться причиной и крутого завала АЧХ в области высоких частот. Цифровая фильтрация сейчас получает активное развитие благодаря росту производительности микросхем, а благодаря быстродействующим ПЛИС можно наблюдать альтернативные "импульсные ЦАП", использующиеся в продуктах Chord и NAD M1. В данном случае данных для точных выводов пока недостаточно.

Разница спектров справедлива только для HM 802, т.к. у HM 901 спектры идентичны (с поправкой на АЧХ).

Любопытно то, что у HM901 можно наблюдать общий подъем шумовой полки, в то время как у HM 802 нет.
RAA Report: Подробный отчет линейного выхода HiFiMan HM 802 HD
RAA Report: Подробный отчет линейного выхода HiFiMan HM 802 Vintage
RAA Report: Подробный отчет линейного выхода HiFiMan HM 901 HD
RAA Report: Подробный отчет линейного выхода HiFiMan HM 901 Vintage
RAA Report: Подробный отчет линейного выхода HiFiMan HM 901 Vintage
Выводы

Качество звучания у HM901 и HM802 на очень высоком уровне, аналогичном Colorfly C4 Pro и iBasso DX 100. У каждого плеера свой почерк звучания и выбор фактически зависит от вкусовых предпочтений. HM 802 несмотря на меньшую стоимость выглядит очень интересно и по спокойному звучанию кому-то будет даже интереснее энергичного HM 901. С позиции единственного плеера у меломана, по универсальности HM 901 более предпочтителен.
На данный момент поддержка DSD реализована через конвертацию в PCM в невысоком качестве. HM 901 и HM 802 различаются в основном только характером звучания. Продвинутые аудиофилы под разные направления музыки используют разные наушники и с плеерами ситуация может легко повториться, пока не появится плеер значительно дороже, который будет «лучше всех по всем параметрам».
Возможность смены усилителей дает ощутимое преимущество плеерам HiFiMan, т.к. позволяет варьировать как звучание, так и предпочтительный уровень громкости.
При использовании с ноутбуком при наличии ASUS U7 или другой недорогой звуковой карты с SPDIF выходом, HM802 и HM901 можно использовать как внешний ЦАП с усилителем для наушников, аналогично Colorfly C4 Pro. DX100 как внешний ЦАП использовать нельзя. Функции USB-ЦАП, используемой в HM 801 и AK120 у HM 802 и HM 901 нет.
В целом, новые плееры оставили очень приятное впечатление и если бы не замороченный собственный разъем с отдельным нестандартным зарядным устройством, то HM802 и HM901 могли бы стать абсолютными лидерами, а так офисному сотруднику придется докупать вторую зарядку или аккумулятор, чтобы не возить с собой зарядное устройство между домом и работой.
Во второй части сделано сравнение плееров с позиции качества звучания усилителей Standart, Balance Card, MiniBox и IEM Card.
Автор:
30.12.2013
30.12.2013
Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter. Это не требует регистрации. Спасибо.
Поделитесь в социальных сетях
Еще интересное для чтения
Комментарии и отзывы (9)
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо - зарегистрироваться или
зайти под логином своей соц. сети, блога или другого доступного сервиса на странице входа.
![]() |
А где можно заказать HiFiMan HM 802? На сайте [url=http://head-direct.com/Products/?cid=5&orderfield=product_price&ordertype=asc]HiFiMan[/url] его нет. Для меня вообще данная модель какая-то не понятная. Все внимание в основном уделяется HM 901. Хотелось разграничить эти две модели, а то все никак не могу построить общей картины о них для себя.
|
![]() |
На основном сайте есть баннер с HM 901, но его нет в каталоге продуктов, несмотря на наличие сменных усилителей под него. На Head-Direct HM 901 есть в различных конфигурация с усилителями. HM 802 пока светится только в анонсах через форумы и отдельные мероприятия. Логика ведения сайта трудно объяснима, в любой момент может оказаться, что плеера ни на одном официальном сайте нет, а партию в 10000 штук уже взяли и распродали...
Последнее время слушаю чаще спокойную музыку и мне HM 802 нравится больше, но помимо HM 802 у меня есть и C4 Pro и HM 901 и при смене основного направления музыки сменится и плеер. Скоро будет [url=/detail/sravnenie_4_kh_usiliteley_hifiman_standart_iem_card_minibox_i_balanced_card_na_hm_901_i_hm_802/]опубликован материал по усилителям для HM 901/ HM 802[/url], он даст больше ответов. |
![]() |
только задал Вам вопрос, как на их сайте [url=http://head-direct.com/Products/?cid=5&orderfield=product_price&ordertype=asc]head-direct[/url] появился HM 802 в различных конфигурациях (если не секрет, скажите где вы брали HM 802(можно в личку)). Но что больше меня поразило появился совершенно новый плеер, о котором я вообще не слышал [url=http://head-direct.com/Products/?act=detail&id=186]HiFiMAN HM-700 Portable Player[/url] Что это вообще за зверь? Не подскажите?
|
![]() |
Конечная версия HM 802 с усилителем Standart и Minibox была получена напрямик от HiFiMan для тестов под Personalaudio. Более ранняя версия HM 802 есть в Mycroft? разница только в регуляторе громкости и другой покраске некоторых элементов.
На основном сайте HM 802 появился, а HM 901-й нет ![]() По HM 700 материал готовится, он был получен на презентации в Москве. Плеер несколько специфичный, т.к. изначально делался только под балансные наушники. Позже они сделали переходник, но входит ли он в текущую стандартную комплектацию... |
![]() |
В каталоге HM 802 действительно есть, а HM 901. Зато в их магазине [url=http://head-direct.com/]head-direct[/url] есть и то и другое. Это мне кажется главное:).
На счет обзора HM 700 очень интересно. Особенно в сравнении с iBasso DX 50(лично для меня) и FIIO X5 (жаль, что пока это не возможно). Извините пожалуйста за вопрос заранее, я не образован в этом плане. Но что такое вообще балансные наушники/выход под них? Я понимаю, что для профессионала это дико. Но мне как обывателю это не понятно, но очень интересно. Хоть я и не знаю мат часть, но за звуком гонюсь(в частности мне очень помогает ваш сайт). Если можно опишите про балансовые наушники(отличительные особенности, плюсы/минусы) и балансный выход HM 700 поподробнее в обзоре (раз обзор еще готовится). Ну и заранее вопрос. Если на HM 700 балансный выход, то это значит, что другие типы наушников не будут работать без переходника? |
![]() |
Сравнение будет с Colorfly CK4 и HiFiMan HM 601 Slim, другого близкого в ценовой категории на данный момент нет. DX 50 и X5 несколько иная весовая категория. Возможно лучше присматриваться к DX90, если не спешить?
Про балансные наушники есть в материале про [url=/detail/hifiman_re_600/]Re 600[/url] Конкретно с HM 700 без переходника корректной работы с обычными наушниками не будет. Фото переходника мне показывали фотографией, данных о том, как он работает нет (будет ли отличатся качество и выходная мощность). Т.к.балансные наушники от небалансных отличаются лишь джеком, то многие наушники можно сделать балансными перепаяв джек, если провод до джека с раздельной землей. |
![]() |
Вы раскусили меня. Я действительно присматриваю себе плеер. Но Ваш сайт и создан, чтобы помочь таким как я))
Я вот только не понял что вы хотели этим сказать"DX 50 и X5 несколько иная весовая категория." Не уж то FiiO x5 будет хуже, чем HM 700? И ценовая категория у них одинаковая вроде как. А DX 90 это новый плеер от IBASSO? Если так, то что он из себя будет представлять и назовите пожалуйста примерную дату выхода, если знаете конечно. Материал про балансные наушники хороший. Многое прояснил |
![]() |
Стоимость HM 700 без наушников около $150. C Re 400 - $250, с Re 600 - $500. Отсюда и другая весовая/ценовая категория. Изначально и возможно сейчас плеер продается только с наушниками.
DX90 будет как DX50, но использовать ЦАП от Sabre, новость о нем будет на днях. X5 скорее всего будет лучше, чем X3/DX50/HM700, но пока плеер не попал в руки, наверняка сказать нельзя. У X5 заявлена хорошая начинка, но при малых габаритах неизвестно, что получится в итоге. |
![]() |
В таком случае самый интересный и ожидаемый обзор будет DX90 vs. X5 Но он будет не раньше марта, как я понимаю. Потому что X5 уже давно в марте обещают. И порывшись в интернете узнал, что DX90 тоже ожидается в марте.
|