Colorful ColorFly C4 PRO

       

Colorful ColorFly C4 PRO

Вашему вниманию предлагается портативный плеер высшей категории - Colorful Colorfly C4 PRO. Одной из отличительных особенностей модели является использование высококачественного ЦАП CS4398. Регулируемый SRC конвертер CS8422 позволяет наиболее полно раскрыть весь потенциал устройства, он также имеет анти-алиасинговый фильтр, удаляющий щелчки, треск и прочий звуковой мусор. Устройство имеет два выхода, которые можно использовать для наушников низкоомных и высокоомных моделей. Аппаратный усилитель плеера максимально снижает уровень искажений.

Colorful ColorFly C4 PRO и COWON

Плееры с высоким качеством звука

Выпуск плееров с использованием высококачественных ЦАП-ов связан с двумя ограничениями. Всё дело в разработке микросхем:

  • получение наилучших параметров и высокое качество, при низком энергопотреблении. Устойчивость к джиттеру и использование минимального количества элементов обвязки дает возможность использовать микросхему в мобильных устройствах и тех, которые потребляют небольшое количество энергии;
  • множество компромиссов. Флагманские ЦАП требуют большое количество элементов в обвязке и одновременно высокую точность параметров, что сильно влияет на стоимость и габариты данного блока в устройстве. Кроме прочего, флагманские ЦАП потребляют гораздо больше энергии, что значительно снижает время работы устройства. Возникает необходимость использовать более емкий аккумулятор.
Важная задача – раскрыть потенциал флагманского ЦАП наиболее полно. Можно использовать хорошие комплектующие в обвязке ЦАП, но в результате получить заурядные характеристики и посредственное звучание. Притом, что существует дешевое решение на более скромном ЦАП, но разработанном под портативное устройство.

Одна из главных проблем малотиражных устройств – использование дешевых микросхем, которые создают впечатление технической отсталости. Использование же качественных микросхем, но с ограниченным потенциалом, приводит к мысли о халтурной работе производителя. При этом ограниченный тираж обусловливает высокие цены даже на относительно простые модели.

Следует отметить, что производители качественных устройств проводят практические тесты, с их помощью обнаруживают и исключают все возможные изъяны, которые сложно выявить в теории. В этом есть выгодное отличие от более дешевых устройств, чья работа построена только лишь на присутствии хороших элементов, а качество функциональности ограничено теорией. В то же время, направление высококачественных плееров остается в нише эксклюзивного Hi-End с производством ограниченного количества моделей. В связи с этим каждый производитель прилагает немало усилий, чтобы выделиться чем-то особенным, что приводит порой к спорным решениям в конструкции. Небольшое количество отзывов не позволяет построить общую концепцию максимально удобного плеера. Между тем производители и не рассчитывают на большие тиражи, которые позволят вложить средства в изучение удобства использования устройств и качества программного обеспечения. Зачастую производители не имеют возможности провести объективные измерения на хорошем оборудовании. В свою очередь, потребители делятся на две категории: непримиримые критики, вечно недовольные различными недочетами и ограничениями и реальные пользователи, которые с пониманием относятся к проблемам производителей и довольствуются тем, что есть, поскольку более качественных аналогов на свете просто не существует.

Основными конкурентами ColoFly C4 PRO на сегодняшний день являются HiFiMan801 с модульной системой и плееры от AlexMod, где на основе некоторых моделей используется SPDIF -выход и отдельная плата. Поскольку в интернете мало информации о параметрах плееров, то нет возможности проанализировать, какой из них лучше. Из общих данных стоит отметить, что ряд плееров на AlexMod имеют более удобное программное обеспечение от Rockbox. Важным достоинством ColorFly C4 PRO является наличие SRC-режима, которого нет в других плеерах. Подробнее о преимуществах SRC-режима речь пойдет ниже.

Colorful ColorFly C4 PRO



Плеер довольно крупногабаритный. Эксклюзивная внешняя отделка из искусственно состаренной латуни – гладкая на ощупь, так как покрыта лаком, но зрительно создает эффект шероховатости.

Colorful ColorFly C4 PRO во весь рост

Задняя панель и боковые части – из дерева. Прикосновение к дереву создает приятные тактильные ощущения, в отличие от пластмассы или железа, и это отчасти компенсирует большие габариты плеера. Не возникает так же опасения, что плеер может развалиться в руках, как это бывает с устройствами из тонкого пластика.

Colorful ColorFly C4 PRO ( задняя панель )

На обратной стороне лазером выгравированы рисунок и логотип. Неискушенного пользователя внешний вид изначально может насторожить своим отличием от стандартных плееров. На деле же оригинальный дизайн говорит об эксклюзивности модели. Изначально плеер имел черную панель, отчего выглядел весьма скучно и заурядно. Стоит отметить, что при использовании плеера QLS 350 его портативность воспринимается, как чисто формальное понятие, в то время как ColorFly С4 Pro, несмотря на сопоставимые габариты, ощущается пусть и весьма крупным, но при этом довольно компактным. В свою очередь QLS 350 внешней формой больше напоминает кирпич. Железный корпус без закругленных краев делает его менее удобным. Стоит учитывать, что позиционирование QLS 350 несколько другое: он больше рассчитан как мобильное переносное устройство, хотя его можно использовать и как стационарное, с управлением через инфракрасный пульт ДУ.

Colorful ColorFly C4 PRO ( разъемы )

Эргономика у плеера своеобразная, хотя со временем к управлению легко привыкаешь. Единственный изначальный минус плеера – это отсутствие Hold-функции, но это не должно вызвать серьезных сложностей. Настройки SRC и эквалайзера вынесены на основную панель, благодаря чему не нужно постоянно заходить в меню.

Может показаться, что если бы у плеера имелись клавиши на боковых панелях, это повысило бы его эргономичность. Однако на деле для крупногабаритного устройства такое решение является полумерой, поскольку при переноске в кармане пользоваться боковыми клавишами неудобно. Поэтому управление расположено на лицевой панели. Конечно, идеальным решением было бы наличие проводного пульта дистанционного управления. Но, в последнее время, производители чаще предпочитают выпускать плееры с сенсорными экранами, чем с пультами ДУ. Это гораздо дешевле. Быть может, когда совместимые с iPod кнопочные гарнитуры будут выпускаться среди наушников топ-класса, то и производители Hi-End плееров создадут совместимые продукты, либо организуют производство собственных ДУ.

Colorful ColorFly C4 PRO ( элементы управления )

Отклик на клавиши – средний. Регулятор громкости – достаточно тугой, чтобы произвольно не менять значение. Управление наиболее комфортно при расположении плеера в левой руке.

Время работы плеера составляет около 5 часов при использовании комфортной громкости для внутриканальных наушников. При использовании плеера с большей громкостью с наушниками низкой чувствительности время работы плеера сокращается. Плеер может заряжаться либо от стандартной зарядки для USB устройств, либо от компьютера. Как и у всех портативных устройств, более полная зарядка происходит от отдельной зарядки, так как у компьютеров мощность ниже. Тем не менее, возможность заряжаться от отдельного USB – большое преимущество. В случае потери зарядного устройства нет никаких проблем найти замену, а при срочной необходимости зарядить плеер, например, в гостях.

Colorful ColorFly C4 PRO ( меню )

Меню организовано интуитивно просто. Нажав кнопку «M», пользователь попадает в основное меню. В настройках языка присутствует русский. В режиме повторения можно выбрать стандартные для большинства устройств режимы, такие как воспроизведение одного трека, подряд, в случайном порядке и т.д.

Colorful ColorFly C4 PRO ( дисплей )

Наиболее любопытно выглядят «настройки вывода аудио».

Colorful ColorFly C4 PRO настройки

Доступны частоты 88, 176, 96 и 192 кГц. В более высоких разрешениях уменьшается искажение от алиасинга.

Colorful ColorFly C4 PRO настройки для цифрового фильтра

Также доступны две настройки для цифрового фильтра, которые выбираются индивидуально на свой вкус.

Colorful ColorFly C4 PRO Настройки фазы

Настройки фазы отвечают за возможность инвертирования сигнала.

Colorful ColorFly C4 PRO настройки

Плеер может работать как внешний ЦАП, как конвертер SRC по SPDIF и, собственно, как плеер.

Первоначально плеер проходил тест, имея прошивку V1.0.1.5. Впоследствии он был перепрошит до последней к моменту публикации V1.0.1.6. С каждой новой версией исправляются различные недостатки и недочеты. Например, был добавлен режим случайного воспроизведения и расширенная поддержка wav файлов высокого разрешения. Ранее некоторые форматы были недоступны (форматов для 24 и 32 бит существует несколько видов). Обновление прошивки доступно на сайте производителя.
В плейлисте дорожки располагаются по времени добавления в плеер. Доступ к трекам – по папкам. Во время воспроизведения можно отдельной клавишей менять частоту дискретизации с SRC и переключать настройки эквалайзера.

Интересной особенностью является поддержка cue-файлов (специальных файлов разметки). Полностью поддерживается работа связки cue с wav и flac. C ape cue не работает, но это, скорее всего, будет исправлено в следующих прошивках. Форматы высокого разрешения работают только для wave. Иногда плееры с поддержкой cue критикуют за то, что они ошибаются с индексным временем разметки. В ColorFly подобных проблем не возникает. В то же время хочется отметить, что cue-файлы не имеют жесткого стандарта на расширенную информацию, и если подобная проблема все же встретится, то следует посмотреть содержимое cue-файла.

Colorful ColorFly C4 PRO понимает кириллицу в cue-файлах

Судя по одному из отзывов, когда-то плеер не понимал кириллицу в cue-файлах, однако загрузка таких cue показала, что проблемы нет.

Colorful ColorFly C4 PRO шкала на дисплее

Во время воспроизведения на основном дисплее отображается интересная шкала, имеющая разметку в напряжении и децибелах. Безусловно, программное решение показывает не столько реальное значение, сколько пиковый уровень сигнала в цифровом виде, поэтому, независимо от того, какой выход используется, 6,3 или 3,5 мм, значения одинаковы. Скорость анимации невысокая.

Colorful ColorFly C4 PRO и Hi-End усилитель мощности Technics SE-A5

На фото аппаратное решение стрелочного индикатора на примере Hi-End усилителя мощности Technics SE-A5.

Что интересного применено в ColoFly C4 PRO?

Из интересных моментов стоит отметить блок, обеспечивающий низкий уровень джиттера.

Colorful ColorFly C4 PRO ( схема )

Производитель подчеркивает, что используются как высококачественный клок, так и дополнительно CS8422 для подавления джиттера, как со своего флеш устройства, так и внешнего SPDIF. В целом, без данных элементов весьма проблематично раскрыть потенциал качественного ЦАП.

фото с осциллографа, для обычного mp3 плеера и в ColorFly C4 Pro

В качестве подтверждения приводится сравнительные фото с осциллографа, для обычного mp3 плеера (нижнее фото – толстая линия от дрожания фронта волны) и в ColorFly C4 Pro (верхние фото – тонкая линия, дрожание фронта гораздо меньше).

 Уровень джиттера можно косвенно увидеть по уровню шумовой полки. В большинстве случаев, при высоком джиттере параметр конечного сигнала шум достаточно низок. А при воспроизведении сигнала шумовая полка еще больше поднимается, и могут образовываться боковые составляющие вокруг основного тона.  

Это довольно любопытная информация, т.к. она частично дает ответ, почему плееры с качественными ЦАП могут посредственно звучать, лишь за счет нераскрытого потенциала одного из условий качественного звучания, где джиттер является одним из таких параметров.

Так же производитель заявляет об использовании других качественных элементов: «аудиофильские» конденсаторы ELNA Silmic, ALPS потенциометр, резисторы высокой точности, многоуровневые платы и прочее.

Colorful ColorFly C4 PRO inside

На сайте производителя можно найти результаты отчетов, сделанные на самом уважаемом измерительном оборудовании Audio Precision. Наибольшее внимание заслуживает результат сигнал/шум 108 дБ и уровень искажений менее 0,005%. На практике во время тестирования результаты получились выше, сигнал шума составил 110.3 дБ, а искажения всего лишь 0.0006%, что опережает характеристики технически наиболее удачно сделанных устройств, таких как E-MU 1616m и Asus Xonar STX.

Производитель делает упор и на микросхему C4, которая, судя по всему, является неким черным ящиком, благодаря которому плеер собственно и стал самым удачным. Однако в рекламных целях можно практически на любой элемент поставить загадочную маркировку и за счет этого приписывать волшебные свойства. Так как по C4 нет какой-либо информации, приходится оценивать плеер без скидок на различные заявления производителя.

Звучание ColorFly C4 Pro

Звучание плеера оценивалось с портативными наушниками, M-Audio IE 40, относящихся к высшей категории среди стандартных моделей (в отличие от моделей, индивидуально сделанных по слепку уха), и которые имеют импеданс, просаживающийся до 5 Ом в области высоких частот, что создает высокую нагрузку. Дополнительно использовались Ortofon Q7, Shure 530, Sennheiser ie 8, Radius HP-TWF-11. Из полноразмерных наушников использовались такие наушники, как Beyerdynamic T5p, Denon AD7000 и Sennheiser HD650.

Для портативных наушников громкость с разъема 3,5 достаточно высока. Комфортная громкость для улицы, в районе 1/3 положения ползунка. Для метро – примерно 2/3. Уровень искажения звука при повышении громкости – практически незаметен, в то время как в обычных плеерах возникает желание убавить звук, считая его излишне громким. На самом деле рост искажений только психоакустически создает ощущение большой громкости. Вторая особенность воспроизведения с низким уровнем искажений – это другое восприятие низких частот, которое кому-то может показаться недостаточно глубоким, либо наоборот чересчур «плотным». Дело в том, что при повышенном уровне искажений, по всему спектру возникают гармоники на более высоких частотах, и если к примеру наушники не воспроизводят тон на 30-40 Гц, то гармоники будут простираться до 1 кГц или выше, и их как раз хорошо слышно. В данном же случае таких призвуков нет. Данный аспект будет оценен владельцами дорогих проигрывателей с качественными полноразмерными акустическими системами. Малогабаритная акустика с фазоинверторами в свою очередь дает большое количество призвуков на низких частотах. Так, если сравнить QLS 350 и ColorFly C4 Pro, можно отметить чистое звучание усилителя именно C4 Pro.

Ещё более интересным и понятным будет следующее описание звучания C4 Pro. Буквально накануне теста C4 Pro на флешку были закинуты mp3 треки и бегло прослушаны в Cowon D2+. Часть треков мы переключали из-за высокого уровня искажений от mp3. В ColorFly С4 Pro позднее была вставлена вышеуказанная флешка (где основной контент был в lossless формате), но когда в плейлисте пришла очередь mp3 треков, то с одной стороны искажения в mp3 никуда не делись, но переключать их уже желания не возникало. Примерно как при прослушивании винила, вроде есть шорохи, но само по себе звучание достаточно приятно и не вызывает раздражения. Впрочем, Cowon D2+ несмотря на поддержку flac и качественную начинку, к сожалению, не отличается высоким уровнем усилителя. И если при воспроизведении lossless- формата явного раздражения не испытываешь, то в mp3 искажения заметно портят субъективное восприятие.

Второе, на что следует обратить внимание, это комфортное звучание, которое отсутствует у того же Cowon D2+, там музыка играет скорее как фон. Для тех, кто измеряет качество звучания таким параметром как «вовлеченность», стоит обратить внимание на этот плеер, возможно, его звук будет комфортным. Если сделать беглое сравнение с QLS 350, то основное различие видно в усилительной части, которая у QLS 350 является слабым местом, в отличие от ColorFly C4 Pro.

Стоит так же отметить высокий уровень качества при использовании с полноразмерными наушниками. Громкость вполне достаточна. Оценки согласования АЧХ и громкости даны ниже в объективных измерениях плеера.

Для более точного представления о качестве ЦАП, ColorFly C4 Pro прослушивался на акустических системах. В сравнении, с профессиональным интерфейсом E-MU1616m и Asus Xonar STX, – ColorFly C4 Pro более удачны в соотношении цена/качество в своих классах.

В проигрывателе использовался высококачественный Hi-End усилитель Technics SE-A5 с измеренным уровнем искажений не выше 0,001 % на средней мощности. В качестве мониторов выступили акустические системы на базе Eton8-800/37HEX + Vifa XT25. Аналогичный вуфер используется в ADAM S2.5A, а твиттер в сателлитах BlueSky SAT 6.5 MK II. Для тех, кто ориентируется на стандарт цена/качество, стоимость аналогичных пассивных мониторов на сходных комплектующих составит примерно $2000-2500 за пару. Стоимость усилителя с поправкой на инфляцию – $1500. Сопротивление акустической системы составляет 6 Ом. Дополнительно задействовались Microlab Pure 1 (стоимость на момент активных продаж — $700).
Надо отметить, что уровень сигнала на выходе у всех устройств различается, поэтому при сравнительном тестировании выставлялась одинаковая величина, с точностью до 0,01 дБ. Без этих предосторожностей, по данным основ психоакустики, более громкий источник может показаться приоритетным. Уравнивание громкости уменьшает различие между источниками, что дает возможность выставить адекватную оценку.

На данном проигрывателе разница между Asus Xonar STX, 1616m и ColorFly C4 Pro достаточно невелика. Лидирующее положение занимает Asus Xonar STX. E-MU1616m отстает по проработке сцены. ColorFly по звучанию ближе к E-MU1616m. Явное преимущество ни одного устройства выявить не удалось. Довольно неожиданный результат для портативного устройства, даже не смотря на его стоимость.
В среде «аудиофилов» к продукции STX и 1616m относятся противоречиво. С одной стороны, это уникальные устройства с выдающимися характеристиками и бюджетной ценой, с другой стороны, они являются массовым продуктом, а в мире Hi-End высоко ценится индивидуальность и эксклюзивность. Так же как растиражированная копия какого-нибудь шедевра живописи не имеет той притягательности, что и оригинал. Вывод: у устройств E-MU1616m/STX менее качественный звук, чем у других, но они имеют более высокую стоимость. Впрочем, интерес среди платежеспособных пользователей обеспечивается именно за счет эксклюзивности.

Таким образом, уровень ColorFly C4 Pro действительно высокий, и С4 Pro можно спокойно использовать как внешний ЦАП, особенно, если в системе используется стандартный проигрыватель CD/DVD, либо начальная звуковая карта с SPDIF выходом (в случае со встроенным звуком необходимо проверять корректность работы SPDIF на отсутствие передискретизации и потери разрядности).

Объективные измерения ColorFly C4 Pro

В режиме внешнего ЦАП по SPDIF ColorFly C4 PRO показывает наилучшие результаты для режима 24 бит. В режиме плеера в 24 бит данные переводятся во float-значения, и на синтетических тестах технические характеристики снижаются. Стоит заострить внимание на том, что каждый синтетический тест имеет свою формулу подсчета на определенные искажения и свой тип сигнала, а адекватность результата зависит от того, работает ли устройство под конкретный тест. Так, в случае работы с float-данными (числами с плавающей запятой) в спектре появляются дополнительные гармоники, которые не имеют отношения ни к гармоническим, ни к интермодуляционным. Однако измерительный софт на это не рассчитан и делает лишь стандартный подсчет. Пользователи, которые слабо разбираются в данных тонкостях, начинают сравнивать полученные цифры и выдавать суждения, которые далеки от реальности, так как для каждой цифры или спектра есть своя психоакустическая модель. Самой распространенной на сегодня ошибкой является анализ графика IMD в RMAA, где за интермодуляционные искажения принимаются обычные гармонические.Т.к. плеер не переводит данные во float в режиме SPDIF, то основные характеристики были сняты для этого режима для оценки потенциала устройства.

Поскольку плеер в режиме SPDIF не переводит данные во float, то основные характеристики этого режима были сняты, для оценки потенциала устройства.

Когда проводился тест плеера, исследователи скептически относились к тому, что его потенциал будет реализован полностью. Роскошный вид и хорошо оформленный сайт с множеством рекламных материалов вызывал опасения, что производитель стремится продавать продукт за счет рекламной раскрутки, а не итогового качества. Большинство мобильных устройств имели невысокие результаты. На удивление, результаты ColorFly C4 Pro не только уложились в заявленные, но даже показали более высокие значения.

Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer 6.2.3 PRO

Тестируемое устройство Colorfull ColorFly >> E-MU1616m PCIe
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Общие результаты

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
+0.06, -0.02
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-110.3
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
110.3
Отлично
Гармонические искажения, %
0.0006
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-100.0
Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.0013
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-91.0
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.0040
Отлично
Общая оценка

Отлично

Colorful ColorFly C4 PRO  амплитудно-частотной характеристика

На амплитудно-частотной характеристике видна ровная линия с едва уловимым подъемом на самых высоких частотах.

Colorful ColorFly C4 PRO Шумовая полка практически чистая, общий уровень шумов составил 110.3 дБА

Шумовая полка практически чистая, общий уровень шумов составил 110.3 дБА. Это очень высокий результат для подобного типа устройств и даже выше заявленных 108 дБА.

Colorful ColorFly C4 PRO В спектре уровня искажений можно видеть низкую величину гармонических искажений, гармоники не превышают -110 дБ

В спектре уровня искажений можно видеть низкую величину гармонических искажений, гармоники не превышают -110 дБ. Надо отметить, что оценка спектра для искажений делается при сравнении уровня основного тона к кратным гармоникам, а не кратных гармоник к шумовой полке. Устройства, в которых параметр сигнал/шум высокий, скрывают под своей полкой искажения и со стороны может показаться, что у них все «чисто», однако это совсем не так. Общий уровень гармонических искажений составил 0.0006%.

Colorful ColorFly C4 PRO График интермодуляционных искажений так же чист, числовое значение составляет 0,0013%.

График интермодуляционных искажений так же чист, числовое значение составляет 0,0013%.

В режиме Hi-Rez по SPDIF, как и при воспроизведении с плеера, даунсемплинг отсутствует, воспроизводится полный спектр частот.

Colorful ColorFly C4 PRO АХЧ

Для оценки джиттера, было проведено сравнение уровня шумовой полки с сигналами на разных частотах с уровнем – 1 дБ и без них.

Colorful ColorFly C4 PRO сравнение уровня шумовой полки с сигналами на разных частотах с уровнем – 1 дБ и без них

Можно заметить, что шумовая полка никак не зависит от сигналов. Нет ни подъема, ни боковых лепестков, что свидетельствует о низком уровне джиттера у устройства.

Функции SRC и EQ в режиме SPDIF DAC для ЦАП не работают. При выборе различных частот дискретизации меняется только уровень шумовой полки, а по искажениям от алиасинга (а точнее отсутствию искажений) видно, что на ЦАП данные поступают всегда в режиме 192 кГц после SRC. Для SRC лучше выбирать настройку «нормальный».

При взаимодействии с флэш-памятью, работа SRC очень наглядна. Но для начала немного теории, чтобы было понятно, что это такое и с чем это едят. Так как данная теория разбиралась в материале про Meier Audio Corda Stagedac, то ниже представлен сокращенный текст из этого материала.


Алиасинг - простые графики

Исходные сигналы

Colorful ColorFly C4 PRO Спектр исходного музыкального сигнала
Спектр исходного музыкального сигнала

Здесь показан исходный спектр музыкального сигнала. Выше 22кГц никакого сигнала нет.

Colorful ColorFly C4 PRO Исходный спектр синуса
Исходный спектр синуса

Здесь показан синус. Выше 22кГц никакого сигнала нет.

Так сигналы выглядят, поступая в цифровом виде на ЦАП.

Исходный сигнал и алиасинг

Colorful ColorFly C4 PRO Спектр исходного музыкального сигнала и алиасинг
Спектр исходного музыкального сигнала и алиасинг

Можно видеть, что линия спектра как будто отражается/зеркалится. Точки начала и конца очередного зеркала кратны частоте дискретизации. В приведенном примере ЦАП работает на частоте дискретизации 44.1 кГц, поэтому частоты для начала и конца зеркал – это 22.05, 44.1, 66.15, 88.2 кГц. На графике видно три полных зеркала и начало 4-того. В целом зеркал может быть бесконечное множество.

Colorful ColorFly C4 PRO  Спектр исходного музыкального сигнала и алиасинг
Исходный спектр синуса и алиасинг

Если направить такой сигнал на усилитель, можно увидеть, что ему придется усиливать гораздо более мощный по уровню сигнал, при этом большая мощность сигнала придется на неслышимый частотный диапазон. В худшем случае, усилитель будет работать на максимальной мощности при весьма скромной выходной мощности для полезного сигнала. В связке с таким ЦАП усилитель с широкой полосой воспроизведения (выше 100 кГц) работает в невыгодных условиях. Владельцы многополосных акустических систем рискуют сжечь высокочастотные головки, не поняв даже, отчего это произошло. Другие будут озадачены, почему их усилитель мощностью тысяча ватт захлебывается на относительно тихой громкости. При этом сами динамики или наушники не способны воспроизводить столь высокочастотный диапазон. Но зато межблочный кабель может выступить в роли фильтра, ослабив уровень ВЧ составляющих в мегагерцовом диапазоне, тем самым оказав влияние на звук. Как известно, ряд «аудиофильских» ЦАП специально разрабатываются без какой-либо цифровой фильтрации, а некоторые усилители принципиально с очень широким частотным диапазоном. Так как подобные комплекты подбираются без учета технических данных (а технические данные на подобные устройства зачастую еще и отсутствуют), то и борьба с различными несоответствиями выглядит методом случайного подбора компонентов.

Идеологическая разница между Hi-End и массовой аппаратурой заключается в том, что на массовую аппаратуру ставят большое количество защиты "от дурака", сводя возможность поломки на минимум и делая устройство наиболее совместимым с другими устройствами. Нередко это всерьез мешает тому, чтобы дать максимальное качество.

Подавление алиасинга цифровым фильтром

Colorful ColorFly C4 PRO Спектр исходного музыкального сигнала и алиасинг подавленный цифровым фильтром
Спектр исходного музыкального сигнала и алиасинг подавленный цифровым фильтром

Colorful ColorFly C4 PRO Исходный спектр синуса и алиасинг подавленный цифровым фильтром
Исходный спектр синуса и алиасинг подавленный цифровым фильтром

С алиасингом борются двумя способами. Во-первых, это цифровая фильтрация сигнала в качестве оверсемплинга и аналоговая фильтрация. Преимущество цифровой фильтрации – высокая крутизна среза и довольно высокий уровень подавления алиасинга. Недостаток – подавление лишь определенного диапазона. Однако если усилитель имеет неширокий рабочий частотный диапазон, то в ряде случаев этого достаточно. Большинство ЦАП обеспечивают подавление на уроне 80 дБ. Параметр в паспорте называется «Stop-band». Для WM8741 в разных режимах значение колеблется от 110 до 123 дБ.

Подавление алиасинга цифровым и аналоговым фильтром

Colorful ColorFly C4 PRO Спектр исходного музыкального сигнала и алиасинг подавленный цифровым и аналоговым фильтром
Спектр исходного музыкального сигнала и алиасинг подавленный цифровым и аналоговым фильтром

Colorful ColorFly C4 PRO Исходный спектр синуса и алиасинг подавленный цифровым и аналоговым фильтром
Исходный спектр синуса и алиасинг подавленный цифровым и аналоговым фильтром

Помимо цифровой фильтрации дополнительно ставится аналоговый фильтр, обычно 2-ого порядка. Для ЦАП, работающих только с форматом CD-Audio, частота настраивается недалеко от 20 кГц, для ЦАП, работающих с частотами дискретизации до 192 кГц – на более высокую частоту. Поэтому ЦАП, выполненные на одной микросхеме, но с разным фильтром, в конечном результате могут иметь разные предпочтения, один для CD-Audio, другой для DVD-Aduio.

Подавление алиасинга цифровым и аналоговым фильтром

Colorful ColorFly C4 PRO Спектр исходного музыкального сигнала и алиасинг подавленный цифровым и аналоговым фильтром
Спектр исходного музыкальнColorful ColorFly C4 PRO Спектр исходного музыкального сигнала и алиасинг подавленный цифровым и аналоговым фильтромого сигнала и алиасинг подавленный цифровым и аналоговым фильтром

Выше были показаны идеализированные примеры. Более реальный, это когда цифровой фильтр работает в не очень широком диапазоне.

Аналоговый фильтр не имеет такой крутизны среза, зато работает во всем высокочастотном диапазоне. Таким образом цифровой фильтр давит первые "отзеркаленные спектры", а аналоговый последующие.


Гармонические искажения

Colorful ColorFly C4 PRO Схематический вид спектра синуса с гармоническими искажениями и алиасингом
Схематический вид спектра синуса с гармоническими искажениями и алиасингом

Алиасинг

Посмотрим на работу SRC фильтра в ColorFly.

Colorful ColorFly C4 PRO Здесь показан спектр мультитонового сигнала из RMAA

Здесь показан спектр мультитонового сигнала из RMAA, оригинальный диапазон частот ограничен 22 кГц. Красный спектр – это спектр сигнала без SRC. Выше 22 кГц видно алиасинг, который подавляется лишь цифровым фильтром в CS4398 и дополнительно аналоговым. В режиме SRC для 88 кГц можно видеть эффективное подавление алиасинга в диапазоне 22 кГц – 65 кГц, которое эффективнее цифрового фильтра в CS4398. В режиме SRC 176 кГц видно наиболее успешное подавление алиасинга.

Стоит ли считать, что режимы для 176 и 192 (для исходных 48 кГц) наиболее удачные? Для ответа на этот вопрос можно взглянуть на графики гармонических искажений.

Гармонические искажения

Colorful ColorFly C4 PRO Гармонические искажения

Тест 44,1 88,2 174,4
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.05, -0.02 +0.02, -0.01 +0.02, -0.01
Уровень шума, дБ (А): -110.3 -110.2 -110.2
Динамический диапазон, дБ (А): 101.8 101.8 101.9
Гармонические искажения, %:

График THD показывает уровень и характер (распределение гармоник) искажений. Так как в тесте Stagedac работает на частоте 44.1, а запись ведется в 192 кГц, то можно так же увидеть алиасинг. В графиках, где воспроизведение и запись делаются в 192 кГц, алиасинг не показывается (примечание для тех, кто захочет поискать алиасинг в отчетах RMAA на 192 кГц выложенных в интернете).

Конечный выбор уже будет делаться владельцем плеера на собственный вкус.

Fast и Slow режим в Colorfly C4 Pro

У плеера есть два варианта работы цифрового фильтра, Fast более активно фильтрует алиасинг, обладая большей крутизной среза, а режим Slow обеспечивает более быстрое затухание на переходной характеристике. По вкусовым предпочтениям режим Slow выбирают чаще.

colorfly.png

Исходя из осцилограмм, настройки не бутафория, режимы действительно переключаются. Всплески на меандре являются результатом работы фильтра.

Тестирование выхода для наушников

АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) не имеет явных подъемов и провалов. Масштаб графика приведен такой же, как для графиков АЧХ.

На графике выходного сопротивления можно видеть подъем выходного сопротивления в области низких частот. При подключении наушников итоговая АЧХ меняется, и на графике ниже можно оценить степень влияния. В области средних и высоких частот сопротивление обоих выходов усилителя близко к нулю, поэтому импеданс наушников на АЧХ не влияет. В данном случае подразумевается, что сопротивление у наушников постоянно во всем частотном диапазоне.

Как видно, для наушников с импедансом в 16 Ом происходит снижение амплитуды на 6 дБ на 40 Гц, на 3 Ом для 60 Гц. Отклонение не высокое. На импедансе в 30 Ом отклонение на 40 Гц составляет 3 дБ, и 1,5 дБ на 60 Гц. Во внутриканальных наушниках отклонения на самых низких частотах улавливаются не сильно. При сопротивлении выше 50 Ом, отклонения крайне незначительные.

Безусловно, возникает вопрос, почему устройство, показывающее высокие характеристики, говорящие о качественно продуманной разработке, в результате имеет небольшой завал низких частот для низкоомных наушников. Причем у таких плееров как Cowon подобные выходные сопротивления аналогичны. Если в недорогих бюджетных плеерах можно сделать скидку на недостаточное рвение инженеров получить высокое качества звука и иные высокие характеристики, то в случае с устройствами топ-класса надо разбираться.

За снижение низких частот отвечает проходной конденсатор, выполняющий обрезной фильтр. Его задача – исключить постоянное напряжение на выходе. Если конденсатор убрать, то появится постоянное напряжение, а мембрана динамика отклонится от нулевого положения. К примеру, ход мембраны составляет 1 мм в каждую из сторон. Если постоянное напряжение отклонит мембрану на 0,5 мм, а после будет подан сигнал, при котором она должна совершать колебания по 0,75 мм в каждую сторону, то в одну сторону мембрана после отклонения может колебаться на 1,5 мм, а в другую всего 0,5 мм, и амплитуду в 0,75 мм динамик не вынесет без перегрузки; не хватит 0,25 мм. Другой проблемой является то, что на катушке индуктивности наушника после подачи постоянного напряжения она разогревается, поэтому может выйти из штатного температурного режима и перегореть. Конечно, усилитель можно настроить, и практически избавиться от «постоянки», но если в усилителе выйдет из строя какой-либо элемент (плеер банально упадет, либо от тряски отойдет какой-нибудь элемент, в него попадет влага, вызовет коррозию и т.п.), то на выходе может появиться постоянное напряжение, достаточно высокой величины. Так как в этом режиме у динамика будет только отклонение мембраны, то гудение и другие признаки, по которым можно легко распознать некорректно работающий усилитель, будут отсутствовать.

Другой пример – большинство Hi-End систем могут не иметь защиты от постоянного напряжения, рассчитывая на то, что она есть в подключаемом устройстве. Если, например, усилитель мощности имеет защиту на входе, то на выходе источника она уже не нужна. Или наоборот, защита может быть в источнике, но отсутствовать на входе усилителя. И если ко входу усилителя без защиты подключить источник с «постоянкой» на выходе, то усилитель может быстро выйти из строя. Когда производитель делает конечный выбор из множества компонентов, он старается разумно распределить защиту и не несет ответственности за безопасную совместимость с другим оборудованием, о чем отдельно предупреждает. А в тех случаях, когда нужно обеспечить совместимость с любыми устройствами, то обязательным условием является установка различных защит. К слову, для многих устройств устанавливают дополнительно mute-ключи, которые отключают на выходе сигнал во время включения или выключения устройства, т.к. защита от постоянного напряжения реагирует на всплеск с некоторым замедлением. Кто-то наверняка помнит, как в былые времена магнитофоны и различная активная акустика включались с громким хлопком.

В ColorFly C4 Pro защита присутствует, и для обеспечения высокого уровня используются качественные конденсаторы. В теории хотелось бы получить срез низких частот еще ниже, но это требует большей емкости, которую дают уже более крупногабаритные конденсаторы. В итоге возникает компромисс между стоимостью конденсаторов, габаритами устройства и конечным качеством звучания. Также при большей емкости снижается скорость защиты.

Некоторые разработчики обеспечивают ровное значение на всем частотном диапазоне выходного сопротивления усилителя, что позволяет не терять низкие частоты, однако такое решение достигается за счет не нулевого сопротивления, что несет в себе некоторые ограничения в виде сниженного уровня сигнала на выходе под нагрузкой. То есть при подключении наушников с низким сопротивлением, уровень выходного напряжения будет снижен, в отличие от подключения наушников с высоким сопротивлением. А так же большего влияния амплитудно-частотных характеристик наушников от полного сопротивления наушников. Это важно знать, так как, погнавшись за ровным усилителем на резистивной нагрузке или наушниками с ровным сопротивлением, можно получить искривление амплитудно-частотных характеристик как раз на наушниках с сопротивлением переменной величины в частотном диапазоне. Обычно претензии в таких случаях имеются к повышенным низким частотам, которые могут восприниматься, как «бубнение».

Каждый вариант имеет право на существование, так как в любой версии есть свои преимущества и недостатки. Есть и экстремальный вариант с отключением защиты, которая позволяет избавиться от лишнего элемента, влияющего на звук, но с большим риском за жизнеспособность окружающих устройств. Испорченное оборудование в виде усилителей акустических систем или наушников гарантийному обслуживанию не подлежит, так как это не соответствует эксплуатационным условиям.

Для наушников-затычек самый нижний диапазон не является значимым, поэтому серьезной проблемы не представляет.

Посмотрим на результаты объективных измерений выхода для наушников.

График «Гармонические искажения от амплитуды сигнала под нагрузкой» показывает уровень искажений в зависимости от напряжения на выходе. По этому графику можно увидеть как происходит рост искажений при достижении максимального рабочего напряжения на выходе. Подобный график есть в технических документациях на микросхемы-усилители. Измерения были проведены до уровня -1 dBFS от полного выходного уровня. Там, где линия чересчур неравномерна, искажения находятся на сопоставимом уровне шумов усилителя, либо гармоники искажений имеют переменную амплитуду, и на не слишком длинном сигнале результат изменчив из-за небольшого усреднения результатов. В Arta Steps для построения используются максимально длительные сигналы, тем не менее, полностью избавиться от плавающих значений не удается. Графики строятся на десяти резистивных нагрузках с разным сопротивлением для подробной картины данных. Построение каждой линии – 100 значений для высокой подробности (начальный уровень сигнала -38,4 дБ, конечный -1 дБ).

Серая линия – это замер без нагрузки уровня искажений от уровня громкости. Так как разный уровень громкости определяется величиной сигнала с ЦАП, то перед нами искажения только ЦАП. Даже на самых низкоомных нагрузках искажения растут весьма слабо. Там где график идет на спад и линия излишне изрезана, уровень искажений строится фактически по шумам, разницу между нагрузками стоит смотреть, начиная от 0.1 В. Поскольку измерение проводилось по уровню -1 дБ (0,52 В) для ЦАП, то максимальные значения больше на 1 дБ и составляют около 0,6 В rms, и это значение не зависит от величины нагрузки.

При сопоставимых уровнях искажений немного больше на низкоомной нагрузке, но проявляться это будет в основном на наушниках ниже 50 Ом. Хотя можно найти участки, где 6,3 выход может дать чуть более высокий результат. Так как измерение проводилось по уровню -1 дБ (1,6 В) для ЦАП, то максимальные значения больше на 1 дБ и составляют около 1,8 В rms, и это значение не зависит от величины нагрузки. В целом же очевидно, что для низкоомных наушников предпочтительнее выход 3,5 мм, а для высокоомных – 6,5 мм.

3.png

Что показывает график выше? На его основе можно увидеть максимальный уровень выхода по конечным точкам. Линия показывает выходной уровень на выходе усилителя, которая строится по данным максимального выходного напряжения и внутреннего сопротивления усилителя. За 0 дБ выбрано значение 1 В.

В случае с ColorFly C4 Pro мы видим, что максимальное значение для выхода 3,5 мм составляет 0,6 В rms. Графики с SPL сделаны по отношению к 1 В. Разница между 1 В и 0,6 В составляет 4,5 дБ. Так, например, наушники-затычки имеют сопротивление 16 Ом и среднюю чувствительность 126 дБ/В, то для 0,6 В надо отнять 4,5 дБ, и получится максимальное число равное 121,5 дБ SPL. Для оценки громкости музыкального сигнала надо отнять еще 9 дБ. Чувствительность наушников измеряется на синусоидальном сигнале, который по мощности ниже амплитудного на 3 дБ. Мощность музыкального сигнала в среднем ниже амплитудного на 12 дБ (что составляет разницу в 9 дБ от мощности синусоидального сигнала).

Если наушники с сопротивлением 300 Ом подключить к выходу 6.5 мм, то максимальное измеренное значение – 1,8 В, которое больше 1 В на 5 дБ. Если взять, например, Sennheiser HD 650 с чувствительностью 103 дБ/В, и прибавить 5 дБ, то в итоге получится 108 дБ для синусоидального сигнала, либо 99 дБ для музыкального.

Само собой, у читателя возникает вопрос: если он слушает музыку, а не синусы, то почему изначально не привести значения для музыкального сигнала вместо синусоидального? Дело в том, что разные жанры музыки имеют разную энергетическую плотность и 12 дБ является лишь усредненным условным значением.

Для сравнительного примера можно посмотреть на график бюджетного плеера QLS 350.

У QLS 350 сопротивление близко к нулю, но искажений на выходе больше, и наилучший результат плеер показывает только с высокоомными наушниками.

Посмотрим, как меняются амплитудно-частотные характеристики наушников с некоторыми из моделей в связке с ColorFly C4 Pro.


Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO Импеданс

Как видно, у полноразмерных и накладных наушников, выбранных для примера небольшие отклонения импеданса и на итоговых графиках видно только влияние выходного сопротивления усилителя. На высокоомных наушниках, вроде Sennheiser HD 650 и HD800 АЧХ никак не меняется.

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO АЧХ

Colorful ColorFly C4 PRO Импеданс

Как видно, у вставных наушников, особенно у арматурных, импеданс существенно меняется, преимущественно на верхних средних и высоких частотах, но благодаря нулевому сопротивлению ColorFly C4 Pro на графиках это влияние никак не отразилось.

Итог

Подводя итоги, хочется сказать, что ColorFly оставил весьма приятное впечатление. Его нельзя назвать максимально портативным и эргономичным, но, тем не менее, плеер дает высочайшее качество звука на уровне топ-моделей, таких как E-MU1616m, Asus Xonar STX, без всяких скидок на портативность. Плеер понимает большинство lossless-форматов, поддерживает cue-файлы. Работает как ЦАП по SPDIF. Возможно, в скором времени сможет работать и как USB ЦАП (звуковая карта по USB). Нельзя не отметить качественную реализацию усилителей для наушников. Стоимость плеера высокая, но для получения сопоставимого качества собрать на отдельных элементах (плеер с SPDIF, внешний усилитель и т.п.) дешевле не получится, поэтому цена вполне конкурентоспособна. В отличие от других решений Hi-End плееров, в ColorFly С4 Pro применен дополнительный блок с SRC, который позволяет улучшить качество звучания текущего ЦАП. Плеер будет интересен в первую очередь тем, кто имеет в своем распоряжении качественные модели наушников, и кто хотел бы использовать их в качестве портативного варианта.


Автор: 
26.03.2011


Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter. Это не требует регистрации. Спасибо.

Поделитесь в социальных сетях




Еще интересное для чтения

Комментарии и отзывы (5)


Мне нравится0
Astroman
Отличное видео про Colorful ColorFly C4 PRO

Загрузка плеера
Мне нравится0
romanrex
Последнее время стал замечать, что чаше использую С4 Pro в качестве цифрового источника в домашней системе с колонками, нежели компьютер... smile:)
Мне нравится0
Al Krimson
Я понимаю, что вопрос возможно ламерский, но если сравнивать звучание новенькой Sound Blaster Z и Colorful C4? Z имеет точно такой же ЦАП, как E-MU 1616M. И, купив, Sound Blaster Z, я был очень доволен звучанием. Colorful C4 имеет такое же звучание или еще круче?
Мне нравится0
romanrex
Цитата
Colorful C4 имеет такое же звучание или еще круче?
[url=/detail/ibasso_dx50_v_sravnenii_s_fiio_x3_i_hifiman_hm601_slim/]iBasso DX50 в сравнении с FiiO X3 и HiFiMan HM601 Slim[/url]

Цитата
Для оценки линейного выхода использовался тракт высокого класса, основанный на Bi-Amp системе из активного кроссовера Behringer SUPER-X PRO CX2310, двух усилителей Technics SE-A5 и SE-A7, и АС на динамических головках Vifa XT25 и Eton 8/800 hex.

Начальный уровень - это FiiO X3 и HM601, из них 601 обладает меньшей детальностью во всем диапазоне частот, приглушенными и несколько искаженными высоким частотами. У X3 в звучании больше деталей, но вместе с тем присутствует больше резкости. У HM601 достаточно слитно передается пространство, в то время как у X3 источники концентрируются в области АС и центре.

Ступенью выше располагаются DX50 и AK100. На этой ступени больше деталей, прозрачности звучания и меньше ощущения в сторону резкости звучания от общих искажений. До проведения теста предполагалось, что у AK100 будет лучше результат, с оглядкой на цену и результаты технических измерений, но в итоге оказалось, что звучание находится на одном уровне. Если сильно вслушиваться, то можно уловить различные нюансы, но предпочтения по тестовым трекам разделяются поровну. Такой результат можно считать положительным для DX50, а к AK100 при его цене стоит относится с пониманием в виду самых его скромных габаритов. Передача сцены в целом на том же уровне, что и у HM601.

Следующая ступень - это С4 Pro, DX100 и AK120. Здесь основное отличие от прошлой ступени - это большая прозрачность сцены, словно между слушателем и АС убрали шторы, которые скрадывали звук. Если C4 Pro и DX100 - это предсказуемый результат, то AK120 это отличная новость, т.к. в тестах усилителя для наушников AK120 уступает первым двум. С4 Pro обладает самым ярким звучанием с акцентом самых высоких частот, DX100 обладает наиболее плотным звучанием с широкой панорамой, а AK120 дает спокойную подачу звука с очень комфортной панорамой. Выбрать однозначного лидера довольно сложно.

Последний топовый уровень - это M-DAC, STU и 1616m, это самые детальные источники. Нельзя сказать, что портативные источники сильно уступают, различия как раз небольшие и становятся заметными только в дорогих трактах высшей категории.
Мне нравится0
Al Krimson
Цитата
romanrex пишет:
Цитата
Colorful C4 имеет такое же звучание или еще круче?
[url=/detail/ibasso_dx50_v_sravnenii_s_fiio_x3_i_hifiman_hm601_slim/]iBasso DX50 в сравнении с FiiO X3 и HiFiMan HM601 Slim[/url]
Цитата
Для оценки линейного выхода использовался тракт высокого класса, основанный на Bi-Amp системе из активного кроссовера Behringer SUPER-X PRO CX2310, двух усилителей Technics SE-A5 и SE-A7, и АС на динамических головках Vifa XT25 и Eton 8/800 hex.

Начальный уровень - это FiiO X3 и HM601, из них 601 обладает меньшей детальностью во всем диапазоне частот, приглушенными и несколько искаженными высоким частотами. У X3 в звучании больше деталей, но вместе с тем присутствует больше резкости. У HM601 достаточно слитно передается пространство, в то время как у X3 источники концентрируются в области АС и центре.

Ступенью выше располагаются DX50 и AK100. На этой ступени больше деталей, прозрачности звучания и меньше ощущения в сторону резкости звучания от общих искажений. До проведения теста предполагалось, что у AK100 будет лучше результат, с оглядкой на цену и результаты технических измерений, но в итоге оказалось, что звучание находится на одном уровне. Если сильно вслушиваться, то можно уловить различные нюансы, но предпочтения по тестовым трекам разделяются поровну. Такой результат можно считать положительным для DX50, а к AK100 при его цене стоит относится с пониманием в виду самых его скромных габаритов. Передача сцены в целом на том же уровне, что и у HM601.

Следующая ступень - это С4 Pro, DX100 и AK120. Здесь основное отличие от прошлой ступени - это большая прозрачность сцены, словно между слушателем и АС убрали шторы, которые скрадывали звук. Если C4 Pro и DX100 - это предсказуемый результат, то AK120 это отличная новость, т.к. в тестах усилителя для наушников AK120 уступает первым двум. С4 Pro обладает самым ярким звучанием с акцентом самых высоких частот, DX100 обладает наиболее плотным звучанием с широкой панорамой, а AK120 дает спокойную подачу звука с очень комфортной панорамой. Выбрать однозначного лидера довольно сложно.

Последний топовый уровень - это M-DAC, STU и 1616m, это самые детальные источники. Нельзя сказать, что портативные источники сильно уступают, различия как раз небольшие и становятся заметными только в дорогих трактах высшей категории.
Т.е. звучание C4 Pro на уровне Sound Blaster Z и аналогичного Asus Xonar? Просто хочется знать, стоит ли его брать или нет смысла брать еще один девайс с аналогичным звучанием. Просто буду брать для дома, вот и думаю есть ли смысл

Возврат к списку >>>





Система Orphus

Яндекс.Метрика