Astell & Kern AK100 (iriver)


Основным успехом iriver стала поддержка mp3 и ogg формата, свободного от запретов копирования и лицензирования, в то время как остальные гиганты аудиоиндустрии тормозили с выпуском аналогичных решений из-за боязни получить различные иски. iriver же стартовал в странах третьего мира и тем самым был свободен от различных запретов. Но потом дела компании пошли не так успешно, когда очнулись остальные производители и на какое-то время ее продукция ушла в тень.
Решив снова удивить всех, iriver анонсировал свой первый Hi-End плеер под новой маркой Astell & Kern AK100, позиционируя свой плеер как самый качественный, намереваясь, по-видимому, снова сделать революцию или возродить доверие к своей марке.

В эпоху зарождающегося mp3 успех компании был обеспечен, аналогично открытию сервису по бесплатной раздаче платных программ, видео и музыки (именно такая ситуация была на тот момент). Это было отличным решением для массового потребителя. Выпуск же дорогого топ плеера не столь однозначен по ряду причин: тут уже нет потребителей, жаждущих дешевой халявы или поклонников имиджевых продуктов. Тут уже рынок меломанов и «озабоченных аудиофилов». Но главное – плеер не относится к первым продуктам и ему нужно пробивать место под солнцем среди уже имеющихся решений. В качестве козыря у iriver известное имя и налаженные каналы сбыта (хотя по имеющимся каналам возможно дорогой продукт и не пойдет так же легко, как бюджетные модели компании).
Как выходили на рынок HiFiMAN, Colorful и iBasso?
В HiFiMAN, родоначальником такого плана плееров был брошен клич на форуме Head-Fi с вопросами, каким хочется видеть топовый плеер с безупречным качеством звука. Готовы ли платить высокую стоимость порядка $1000? Ответ был положительным, с условием, что плеер будет базироваться на мультибитном ЦАП, иметь модульную конструкцию со сменными усилителями, сменную батарею с «серьезным» питанием под 12-15 вольт, поддерживать lossless форматы, Cue, форматы высокого разрешения и т.п. Большую часть требований HiFiMAN реализовал в плеере HM-801 и быстро стал хитом.
В Colorful поступили по другому, там без опыта производства портативных плееров пошли по принципу – какой должен быть топовый плеер? Итогом стал неповторимый роскошный дизайн и высококачественная начинка. Если в HM-801 выбор был сделан в сторону «аудиофильских» предпочтений – одному из лучших представителей мультибитных ЦАП-ов PCM1704, то в Colorfly C4 Pro применили более современный ЦАП с меньшим уровнем искажений и поддержкой до 192 кГц. Многим аудиофилам CS4398 не так идеологически приятен из-за архитектуры дельта-сигма, однако этот ЦАП используется во многой качественно звучащей аппаратуре, где в качестве примера можно упомянуть студийное оборудование Lynx в виде LynxTwo, Aurora и Hilo, к качеству звучания которых в аудиофильской среде нареканий нет.
В iBasso пошли другим путем, там выбрали в качестве начинки один из самых современных ЦАП с очень высокими характеристиками ES9018, а для удобства управления – сенсорный экран и операционную систему Android. А Android – это отличное решение для тех, кто хочет расширить функционал плеера с помощью стороннего ПО. Вдруг выйдет новый Lossless формат?
HiFiMAN HM-801 скоро будет заменен новым плеером HiFiMAN HM-901 на двух ES9018, и возможно существенно потеснит Colorfly C4 Pro и iBasso DX100.
Помимо вышеперечисленных плееров есть и множество бюджетных моделей, таких как HiFiMAN HM-601, Colorfly C3, плееры Hisoundaudio (марок, не представленных в России еще наберется с десяток) с более скромными габаритами.
Тройка компаний с топовыми плеерами не является гигантами индустрии и выпуск аналогичного плеера от крупной компании вполне ожидаем, если не с позиции прибыли в узком секторе, то хотя бы как имиджевого продукта, демонстрирующего потенциал компании. Есть предпосылки со стороны SONY, продемонстрировавших портативный цап и усилитель для наушников на WM 8740 и обновляющих линейку флеш плееров. Вполне логично увидеть такого рода плеер от Cowon, как одних из самых передовых в массовых и качественных плеерах. Возможно, вывод подобного продукта сложнее реализовать в крупных компаниях, где с одной стороны есть деньги на разработку нового продукта, но этапы согласования в большой компании отнимают большое время и порой продукт выходит не когда был нужен, а когда уже успел морально устареть. В итоге первыми среагировали iriver.

Впрочем, плеер на руках и готов к тщательному тесту, как объективному, так и субъективному на высококачественном тракте.
Внешний вид и конструкция Astell & Kern AK100
Для своего потенциала плеер довольно компактный - 59,2 х 79 х 14,4 мм (ШхВхГ), вес составляет 122г. Корпус исполнен из алюминия, в руке сидит как влитой и смотрится солидно.

Регулятор громкости радует своей «аналоговостью» и дополняет Hi-End статус плеера. У поворотного регулятора есть небольшой люфт и это дает повод опасениям, насколько прочна и надежна будет такая конструкция с течением времени. С позиции эргономики кнопки были бы лучше, но с позиции необычности – это интересное решение.

Дисплей сенсорный 2,4 дюйма, с IPS матрицей.

На верхней панели находится кнопка включения, оптический вход и 3.5 мм выход на наушники. Оптический выход совмещен с выходом для наушников. Несколько странно наблюдать, как компании отдают предпочтение только одному типу цифровой передачи, из-за чего пользователь впоследствии сталкивается с тем, что подключить устройства без редких конвертеров очень проблематично. В используемое гнездо с оптическим входом через миниджековый кабель можно было бы вывести и электрический S/PDIF вход/выход. Этот камень справедлив и в огород Colorfly C4 Pro (нет оптического входа и выхода), iBasso DX100 (нет цифровых входов) и HiFiMAN HM-801 (нет оптического входа и выходов).

На нижней панели расположен Micro USB разъем, и паз со сдвигаемой шторкой, в котором есть два входа для microSD объемом до 32 ГБ. Есть отзывы, что возможно использовать карты и большего объема, если карточка будет отформатирована в FAT32.
Через USB можно только перезаписывать файлы. Работать как звуковая карта (аналогично HiFiMAN HM 602/801) AK100 не может. Для использования с компьютером в качестве внешнего ЦАП потребуется отдельный USB-SPDIF конвертор, где в качестве оптимального варианта будет хорош Audiotrak Dr.Dac mini или Creative SoundBlaster X-Fi HD с оптическими выходами.

Зарядка плеера осуществляется через USB, безусловно очень удобно, т.к. не требует особой зарядки, в данном случае такое же удобство как и с Colorfly С4 Pro/С3 и Hisoundaudio RoCoo BA.

Слева находятся кнопки переключения композиций и кнопка паузы/проигрывания.

Справа находится вышеупомянутый переключатель громкости.
Для полноты картины не хватает кнопки Reset. Однако плеер возможно перезагрузить зажав одновременно кнопку включения и боковую кнопку «вверх» на несколько секунд. В целом же качество сборки на высшем уровне, нареканий нет.
Элементная база Astell & Kern AK100
В начинку Astell & Kern AK100 входит один из старших в линейке Wolfson ЦАП WM8740. Его характеристики – 120 дБ сигнал/шум в моно режиме и 117 дБ в стерео. Искажения на уровне 104 дБ (0.00063%). Таким образом, от устройства можно ожидать не более 117 дБ при полной реализации потенциала ЦАП.Формально WM8740 можно поставить на один уровень с CS4398 используемом в Colorfly С4 Pro, PCM1704 в HiFiMAN HM-801 и ES9018 в iBasso DX100 по признаку «один из старших моделей ЦАП в линейке производителя», ведь в таких продуктах технические характеристики становятся вторичны, а все решает реализация. Тем не менее, в аудиофильских кругах WM8740 не пользуется популярностью и довольно редок в дорогих стационарных Hi-End системах, гораздо чаще его можно встретить в портативной технике. Причина проста, у большинства ЦАП используется токовый выход и в обвязке ЦАП ставится преобразователь ток-напряжение, в то время как у WM8740 преобразователь встроен в микросхему ЦАП. Это уменьшает поле для экспериментов на участке преобразователя и не позволяет выжать из микросхемы более высокое качество. В портативном же исполнении WM8740 для производителей выглядит привлекательно – меньше элементов на печатной плате за счет встроенного преобразователя в ЦАП, что экономит место, снижает затраты на детали и упрощает схемотехнику устройства. В качестве бонуса достаточно высокие паспортные данные на микросхему – отдел рекламщиков может себя проявить во всей красе, что мы и наблюдаем в рекламе на Astell & Kern AK100. WM8740 можно встретить во многих портативных ЦАП-ах компании iBasso, где самым экономичным выглядит iBasso D-Zero всего за $150 (к вопросу о порядке стоимости устройств на WM8740 без аудиофильских обвязок ЦАП).
По всей остальной схемотехнике на Astell & Kern AK100 никакой информации нет, в частности об элементной базе усилителя плеера, что говорит о недоработке рекламного отдела в виде секретной разработки усилителя под перемаркированной микросхемой, как в Colorfly С4 Pro, или публикации именитой и зарекомендовавшей себя микросхемы усилителя. Долгое время работы плеера, малые габариты и низкое тепловое выделение при выходном напряжении в 1.5 В дает все основания предполагать использование очень экономичной в плане энергопотребления микросхемы. Экономичные миросхемы в большинстве случаев – усилители Д класса (так называемые цифровые, ШИМ), использующиеся преимущественно в мобильных телефонах и обычных портативных mp3-плеерах и являющихся своего рода узким местом.
Комплектация Astell & Kern AK100

Плеер поставляется в красивой подарочной упаковке черного цвета.
Помимо плеера в комплекте идут:
- Незамысловатый тканевый чехол
- 2Гб MicroSD флешка с композициям в так называемом MQS формате
- USB кабель
- Несколько пленок на экран и заднюю панель
- Инструкция
Эргономика Astell & Kern AK100

Удобство использования – выше всяких похвал, малые размеры компенсируются неплохим экраном, на котором можно с легкостью переключить трек, покрутить эквалайзер и найти необходимую композицию.
Особенности Astell & Kern AK100
Плеер имеет сенсорное управление – некоторым покажется это удобным, некоторые выскажут свое недовольство в связи с возросшими энергозатратами, но мода на него в мультимедийных гаджетах сейчас достаточно популярна. Заявленное производителем время работы- 16 часов (FLAC, 16 бит, 44 кГц, громкость - 37, эквалайзер выключен, экран выключен). У самого экрана чувствительность довольно хорошая.

По сравнению с другими Hi-End плеерами, например, iBasso DX100, крайне радует наличие боковых кнопок переключения композиций, что позволяет вслепую оперировать управлением плеера.

Непривычно было использовать перемотку - вместо простого нажатия на необходимую часть проигрываемой композиции, надо нажимать сначала на ползунок и только потом перемещать его в нужное место. Сам по себе интерфейс Astell & Kern AK100 довольно прост и незамысловат, не приходится блуждать по бесконечным меню, как в Android-плеерах.

Mastering Quality Sound (MQS)

Отдельного упоминания стоит продвигаемый фирмой стандарт Mastering Quality Sound (MQS). Из пресс-релизов возникает ощущение, что перед нами секретный студийный формат высокого качества, в то время как на самом деле перед нами попытка назвать MQS форматом все записи, которые имеют разрядность выше 16 бит или 48 кГц. Т.е формата wav и flac в 44.1/24, 96/24 и 192/24. На флешке есть несколько примеров во flac в 192/24 «формата MQS».
В сортировке по папкам, альбомам, музыкантам и т.п. есть также и сортировка по MQS, при выборе которой плеер из памяти собирает в один список файлы высокого разрешения.
В целом, упор на MQS указывает, что компания не рассчитывает на продвинутых любителей качественного звука, знающих толк в lossless и форматов высокого разрешения, а хочет популяризировать плеер среди обычных пользователей. А дальше пользователи должны сами разобраться в том, что такое MQS.
В списке поддерживаемых форматах значатся – wave, flac, wma, mp3, ogg, aac, ape. Из lossless форматов не хватает только wv (которого нет и в других плеерах, за возможным исключением iBasso со сторонним ПО). Для формата wave и flac есть поддержка 96 и 192 кГц.
И конечно же, главная особенность - это размеры, малые размеры для такого производительного аудио устройства! По сравнению с другими современными Hi-End гигантами, он выглядит просто малышом.
Bluetooth и Astell & Kern AK100
К сожалению, при активации беспроводной гарнитуры с Bluetooth, на аналоговый выход сигнал не поступает, поэтому, использовать компактный пульт ДУ на основе Bluetooth гарнитуры как с iBasso DX100 не получится. Управление клавишами с гарнитуры происходит корректно.
Звучание Astell & Kern AK100

Для плеера высшей категории традиционно проведено два теста, один в режиме источника ЦАП в системе с акустическими колонками, а второй в паре с наушниками. Первый тест показывает уровень реализации ЦАП-а плеера и его возможность стать источником в домашней Hi-Fi системе в качестве замены CD проигрывателя или компьютера. Второй тест – это удачность использования плеера по прямому назначению с наушниками.

В качестве стационарных противников перед Astell & Kern AK100 выступили Audiolab M-DAC и Audiotrak Dr.Dac 2 DX Muses. В качестве портативных плееров верхнего уровня: Colorfly C4 Pro, HiFiMAN HM-801, iBasso DX100. В качестве плееров средней категории: Colorfly C3 и Hisoundaudio RoCoo BA.
За усиление отвечал усилитель Technics SE-A5, относящийся к Hi-End моделям, с измеренным уровнем искажений не выше 0,001 % на средней мощности. К усилителю были подключены акустические системы на базе Eton8-800/37HEX + Vifa XT25. Такой же низкочастотный динамик используется в ADAM S2.5A, а аналогичный высокочастотный динамик в сателлитах BlueSky SAT 6.5 MK II. Для тех, кто ориентируется на «качество = цена», стоимость аналогичных пассивных мониторов на аналогичных комплектующих составит примерно $2000-2500 пара. Стоимость усилителя на поправку инфляции - $1500. Импеданс АС составляет 6 Ом.

Прослушивание проводилось в режиме слепого теста. Все источники были приведены к единому уровню с разбросом не более сотой доли децибела. За переключение источников отвечал отдельный коммутатор на галетном переключателе с индивидуальной подстройкой громкостей.
Когда тест проводится зрячим методом, и более того, с неотрегулированными уровнями, то большую погрешность в результат вносит как разное психоакустическое восприятие звука на разных громкостях, так и самовнушение (зачастую от вида ценника или предпочтений от марок).
Audiolab M-DAC лучше всех прорабатывает послезвучия и дает наиболее естественный объем звукового поля. Dr.DAC 2 чуть уступает по естественности и на многих композициях едва отличим. Наиболее близким звучанием по четкости и разрешению к M-DAC и Dr.Dac2 находится Colorfly С4 Pro, лишь незначительно уступая в проработке деталей. Следующее место следует отдать iBasso DX100 и HiFiMAN HM-801. Звучание этих моделей имеет свои особенности - iBasso DX100 все источники делает более крупными, что говорит о несколько худшем позиционировании, но при этом общая детальность не делает из этого проблему.

Несмотря на использование одинаковых микросхем ЦАП у iBasso DX100 и M-DAC в виде ES9018, звуковой почерк разный и M-DAC в сравнении с DX100 прозрачнее воспроизводит тихие звуки на фоне громких. HiFiMAN HM-801 звучит более «темно» из-за приглушенных высоких частот и практически не выстраивает звуковое поле в глубину, раскладывая стерео по плоскости. По HiFiMAN HM-801 несколько сложно выставить единую оценку, т.к. с одной стороны потенциал используемого PCM1704 не раскрыт, а с другой стороны вытягивает плеер и вполне комфортно звучит. Исходя из претензий поклонников HiFiMAN HM-801 в сторону «яркого звука» Colorfly С4 Pro и восхваления «ровного мультибита» напрашивается просто вывод о желании слушать ЦАП с ранним завалом в области высоких частот. В этом плане HiFiMAN HM-801 не имеет конкурентов.

Вторым эшелоном идут Astell & Kern AK100, Colorfly C3 и Hisoundaudio RoCoo BA, при переключении на них, словно между слушателем и колонками появляется штора и звук теряет часть прозрачности звучания.

AK100 играет нейтрально, детальность на хорошем уровне, но к сожалению AK100 не соперник в этом тесте Colorfly С4 Pro и iBasso DX100. По характеру звучания Astell & Kern AK100 более близок к Hisoundaudio RoCoo BA и выигрывает в детальности. Различия между Dr.DAC2, С4 Pro и DX100 существенно меньше, чем разница с Astell & Kern AK100. Colorfly С3 можно охарактеризовать как более яркий источник с меньшей детальностью.
Субъективный тест звучания наушников
С низкоомными внутриканальными наушниками звучание наиболее хорошее, в то время как с полноразмерными наушниками на высокой громкости ощущаются искажения, делая звучание крикливым. С полноразмерными высокоомными особых нареканий нет. К плюсам Astell & Kern AK100 можно отнести достаточно неплохую стереопанораму.

Если сравнивать Astell & Kern AK100 напрямик с Colorfly С3 и Hisoundaudio RoCoo BA, то плеер дает самое спокойное звучание, против более энергично-яркого Colorfly С3 и более детального Hisoundaudio RoCoo BA. Искажения у Astell & Kern AK100 низкие и единственное, что не дает на 100% обойти Colorfly C3 и Hisoundaudio RoCoo BA и приблизится к iBasso DX100/Colorfly C4 Pro – это недостаточная атака инструментов, из-за чего музыка теряет свой напор. В прямом сравнении Astell & Kern AK100 воспринимается как фоновый источник, качественный, хороший, но как фон…
Сравнивая Astell & Kern AK100/Colorfly С3/ Hisoundaudio RoCoo BA с Colorfly С4 Pro/iBasso DX100/HiFiMAN HM-801 можно отметить больший уровень резкости в звучании.
Astell & Kern AK100, как и Hisoundaudio RoCoo BA, меняет звучание арматурных наушников в зависимости от кривой их импеданса, усиливая высокие частоты для однодрайверных арматур. При оценке звучания наушников с чужих слов, характер звучания наушников может сильно зависеть от того, с каким плеером слушались наушники. С однодрайверными арматурными наушниками с Astell & Kern AK100 получаются более громкие высокие частоты и подчеркиваются верхние средние.
Измерения технических параметров Astell & Kern AK100
Результаты RMAA Pro
Общие результаты
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ |
+0.01, -0.10
|
Отлично
|
Уровень шума, дБ (А) |
-110.7
|
Отлично
|
Динамические диапазон, дБ (А) |
110.6
|
Отлично
|
Гармонические искажения, % |
0.0008
|
Отлично
|
Гармонические искажения + шум, дБ(A) |
-97.5
|
Отлично
|
Интермодуляционные искажения + шум, % |
0.0016
|
Отлично
|
Взаимопроникновение каналов, дБ |
-109.6
|
Отлично
|
Интермодуляции на 10 кГц, % |
0.0040
|
Отлично
|
Общая оценка |
|
Отлично
|
Частотная характеристика AK100

От 20 Гц до 20 кГц, дБ |
-0.18, +0.01
|
От 40 Гц до 15 кГц, дБ |
-0.10, +0.01
|
АЧХ ровная, полностью типовая для ЦАП-ов без дополнительной эквализации.
В режиме частоты дескретизации 192 кГц, высокочастотный диапазон воспроизводится корректно, без даунсемплинга. Ослабление высоких частот вызвано аналоговым фильтром и срез типичен для большинства ЦАП-ов и звуковых карт, как оптимальное решение.
Спектр шума AK100

|
Левый
|
Правый
|
Мощность RMS, дБ |
-109.0
|
-108.7
|
Мощность RMS, дБ (A) |
-110.7
|
-110.6
|
Пиковый уровень, дБ |
-85.7
|
-85.9
|
Смещение DC, % |
+0.0
|
+0.0
|
Уровень шумов достаточно низок для устройства такого класса, чуть больше 110 дБ. Спектр шума можно охарактеризовать как чистый.
Гармонические искажения(-3 дБ) AK100
|
Левый
|
Правый
|
Гармонические искажения, % |
+0.0008
|
+0.0007
|
Гармонические искажения + шум , % |
+0.0012
|
+0.0012
|
Гармонические искажения + шум (A-взвеш.), % |
+0.0013
|
+0.0013
|
Спектр гармонических искажений выглядит стандартно для типовой грамотно спроектированной схемотехники.
Взаимопроникновение стереоканалов AK100
|
Левый
|
Правый
|
Проникновение на 100 Гц, дБ |
-105
|
-105
|
Проникновение на 1000 Гц, дБ |
-109
|
-108
|
Проникновение на 10000 Гц, дБ |
-99
|
-99
|
Уровень взаимного проникновения каналов достоин высокой оценки – на уровне 109 дБ на 1 кГц – отличный результат для миниджекового выхода.
Отчет RAA (Reference Audio Analyzer) линейного выхода AK100
Амплитудно-частотная характеристика и импеданс AK100
Общие результаты | |
Неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц 20 кГц, дБ | -0,05, +0,02 |
Полное выходное сопротивление среднее в диапазоне 40 Гц 15 кГц, Ом | 23,8 |
Максимальный уровень напряжения без нагрузки, В (rms) | 1,41 |
Максимальный уровень мощности получен под нагрузкой 24 Ом, мВт | 21,02 |
Подробное описание о величинах в таблице | |
Рассчитать уровень SPL наушников с конкретным усилителем можно при помощи online калькулятора |
Полное выходное сопротивление равно 23,8 Ом, близкое к заявленному и имеет постоянную величину. Сопротивление относится к одному из самых распространенных в плеерах и звуковых картах.
Спектр гармонических искажений Astell & Kern iriver AK100 в режиме линейного выхода
Astell & Kern iriver AK100 line out
Спектр искажений получен на двух синусах, с уровнем -3 dBFS как в RMAA, и 0 dBFS, как производится на Audio Precition. В RMAA корректное измерение под 0 dBFS невозможно из-за операции нормализации сигнала перед анализом, приводящем к клипингу сигнала с таким уровнем. Для общей и достаточно точной оценки достаточно сделать измерение при уровне -3dBFS, учитывая, что обычно чувствительность входа у звуковых карт сопоставима с уровнем на выходе и измерение под 0dBFS вызовет обоюдный клиппинг на участке ЦАП-АЦП.
Делать анализ сигнала под 0 dBFS полезно в тех случаях, когда нужно сверить паспортные данные на устройство и когда выявляется проблема клиппинга обвязки ЦАП при подаче максимального уровня сигнала, как например это есть у HiFiMAN HM-801.
Спектр представлен в линейном масштабе для удобства визуального контроля порядка гармоник и имеет незначительные отличия от RMAA, обусловленные анализом более длинного сигнала, порядка 60 сек с экспоненциальным усреднением. Таким образом на выходе получается более низкий уровень шумовой полки и статистически более точные значения амплитуд гармоник.
Для удобства на графике отдельно приведена шумовая полка, для легкого визуального контроля, что является шумом, а что искажениями.
Спектры выглядят более чем адекватно и не дают поводов для беспокойства. Подробно посмотреть амплитуды гармоник можно в полном отчете.
Спектр динамического диапазона (-60 dBFS) Astell & Kern iriver AK100 line out
Тест на динамический диапазон дает возможность оценить уровень коррелированного шума и искажений при подаче сигнала с малой амплитудой в -60 dBFS. В данном случае все чисто.
Спектр искажений сигнала малой амплитуды -90 dBFS Astell & Kern iriver AK100 line out
Тест с еще более тихим сигналом с уровнем -90 dBFS показывает увеличение искажений, которых в идеале быть не должно. Возможно, тут кроется ответ на недостаточно прозрачное звучание Astell & Kern AK100 в сравнении к примеру с Colorfly С4 Pro.
Технический тест Astell & Kern AK100 на совместимость с наушниками
Максимальный уровень напряжения в зависимости от нагрузки на выходе усилителя Astell & Kern iriver AK100 HP out

Уровни напряжений | ||
В (rms) | dBV | |
Максимальный уровень напряжения без нагрузки | 1,41 | 3,0 |
Максимальный уровень напряжения под нагрузкой 16 Ом | 0,5 | -6,3 |
Максимальный уровень напряжения под нагрузкой 32 Ом | 0,8 | -1,8 |
Максимальный уровень напряжения под нагрузкой 50 Ом | 1,0 | -0,4 |
Максимальный уровень напряжения под нагрузкой 100 Ом | 1,1 | 1,2 |
Максимальный уровень напряжения под нагрузкой 250 Ом | 1,3 | 2,2 |
Максимальный уровень напряжения под нагрузкой 600 Ом | 1,4 | 2,7 |
Рассчитать уровень SPL наушников с конкретным усилителем можно при помощи online калькулятора |
Исходя из табличных данных, можно легко спрогнозировать уровень громкости наушников, подключенных к Astell & Kern AK100. Для 16 Ом Astell & Kern AK100 обеспечивает 0,5 В, равные -6,3 dBV и если у наушников будет чувствительность в 125 дБ/В, то возможно получить звуковое давление в 125-6,3 = 118,7 дБ. Используя табличные данные достаточно просто делать оценку на «раскачает ли наушники усилитель».
Уровни гармонических искажений под нагрузками в зависимости от уровня напряжения на выходе усилителя Astell & Kern iriver AK100 HP out
По графику можно видеть, что уровень искажений зависит от величины нагрузки на входе. При анализе спектров удалось установить, что уровень искажений задает в основном вторая гармоника. По резкому увеличению искажений и появлению в спектре гармоник высших порядков максимальным уровнем выходного тока является 30 мА.
АЧХ усилителя Astell & Kern iriver AK100 HP out под резистивными нагрузками

При подключению к усилителю наушников с постоянным сопротивлением АЧХ никак не меняется.
АЧХ усилителя Astell & Kern iriver AK100 HP out под нагрузкой наушников динамического типа
При подключении типовых динамических наушников отклонения в области низких частот составляют порядка 3 дБ. Это можно отнести к среднему значению.
АЧХ усилителя Astell & Kern iriver AK100 HP out под нагрузкой наушников арматурного типа (однодрайверных)
При подключении однодрайверных арматурных наушников частотный баланс меняется в сторону повышения высоких частот до 6 дБ, что означает, что высокие частоты практически будут играть в два раза громче.
RAA Report: Подробный отчет линейного выхода Astell & Kern AK100
RAA Report: Подробный отчет выхода для наушников Astell & Kern AK100
Выводы
Получился очень интересный плеер, который достаточно гармонично закрывает брешь между плеерами Colorfly C3/HiFiMAN HM-601/Hisoundaudio RoCoo BA и тройкой крупных монстров в виде Colorfly С4 Pro, iBasso DX100 и HiFiMAN HM-801. От младших собратьев Astell & Kern AK100 отличается более высоким уровнем эргономики в управлении и поддержкой форматов высокого разрешения. Старшим моделям Astell & Kern AK100 несколько уступает в качестве звучания.
Ситуация с ценой на рынке России достаточно приятна, плеер продается по близкой рекомендованной мировой цене, в то время как Colorfly, iBasso и HiFiMAN продаются дороже. Это можно объяснить тем, что Astell & Kern AK100 является не более, чем малой частью основного импортируемого груза, что в свою очередь существенно снижает издержки.
Для Запада цена на Astell & Kern AK100 выглядит несколько завышенной, т.к. рекомендованные $700 мало отличаются от рекомендованных $800 на Colofly С4 Pro и iBasso DX100.
Компании iriver хотелось бы пожелать не останавливаться в своих начинаниях и сосредоточить фокус не в сторону устройств с высокой эргономикой в ущерб звуку, а выпустить менее компромиссный плеер и тем самым начать теснить Colorfly, iBasso и HiFiMAN.
Стоит ли экономить при выборе топового плеера, выбирая между Colorfly C4 Pro, iBasso DX100 в сторону Astell & Kern AK100? Ощущения, что плееры равнозначны или между ними исчезающе малая разница не возникло. Astell & Kern AK100 является хорошим выбором для тех, кому нужен качественный звук и удобный плеер (особенно на фоне обычных плееров и iPhone/iPad), но кто не сильно заморочен максимально качественным звучанием, доступным на сегодняшний день.
Другие авторы: Кузнецов Роман (romanrex)
21.02.2013
Поделитесь в социальных сетях
Еще интересное для чтения
Комментарии и отзывы (9)
![]() |
Спасибо за обзор. А король оказался голым
![]() |
![]() |
Сравнивать Astell и Colorfly С4 Pro нельзя ни по качеству, ни по цене. Размер в данном случае имеет ключевое значение. Потому, что разработчики Colorfly С4 элементарно не смогли “вместить” свои идеи в корпус “приемлемого” размера, напротив, в компании iriver разработали именно “карманный” девайс. При этом размеры, по любому, определяют всё и в первую очередь элементную базу.
Я слушал оба плеера на своем музыкальном материале и без особых усилий уловил разницу в звучании. Звучат плееры по разному – и я соглашусь, что Colorfly С4 звучит немного интереснее, но его звук, на мой взгляд далек от идеального, каким его пытаются представить. В результате самостоятельно проведенных тестов я купил себе Astell и на сегодняшний день остался вполне доволен. Музыку оба плеера играют интересно и их не хочется сразу выключить, в отличие от большинства плееров встроенных в разные мобильные устройства. Советую всем, прежде, чем делать какие либо выводы послушать и, что не мало важно - подержать оба девайса в руках. |
![]() |
Алексей Цыфиров, Алексей Ахрамкин, реквестирую треки для проверки звучания плеера на динамических наушниках с формальным описанием разницы в звуке, если это возможно (можно без учёта разинцы в тональном балансе). Для Цыфирова: было бы интересно прочитать на примерах отвывков композиций в чём конкретно заключается разница между Colorful Colorfly C4 vs Astell & Kern AK100 vs Colorful Colorfly C3, опять же, не обращая внимания на разницу в тональном балансе. Ну так, чтобы точно услышать разницу в прозрачности звучания, в хм... "ширине сцены" и т.п. Можно даже попробовать напрямую сранить плеер (AK100) со знучанием iPod или встроенной аудиокарты.
|
![]() |
Алексей Ахрамкин
Согласен с Вами, AK100 в четыре раз больше, чем Sansa Clip+ по объему и весу, тогда как ColorFly C4 Pro в 8 раз! |
![]() | ||
![]() | ||
![]() |
P.S. Я всего лишь, советовал самостоятельно послушать все девайсы своими ушами, и не делать поспешных выводов основываясь исключительно на чужом мнении
… а ColorFly C4 – отличный плеер, к тому же продавать его в России значительно выгоднее – навар на каждом минимум - долларов 400 – конечно же он лучший ) |
![]() |
Как не аудиофил, и человек не имеющий доступ к дорогим и дешевым аппаратам (у меня из портатива только Clip+), кроме того, живущий в таком месте, где никогда в магазинах не будет AK100, да и более того, человек без "золотых ушей" - я с интересом читаю эти обзоры, за что спасибо команде сайта!
А покупаю я с ebay, ali, taobao и например с player.ru, то бишь, где дешевле там и беру. |
![]() |
Добрый день.
Есть вопрос касательно выходного сопротивления в 22Ом. Я так и не понял, критичная ли это проблема. В интернете очень много споров об этом, но единого видения нет. Правильно я понимаю - этот повышенный импеданс становится проблемой, если наушники низкоомные и с переменным сопротивлением вдоль АЧХ? Почему тогда на Вашем графике зависимости АЧХ от подключенного сопротивления все кривые сливаются в одну? Создается впечатление, что даже при изменении сопротивления, общий уровень амплитуд не меняется (по идее, при разных сопротивлениях кривые АЧХ должны параллельно смещаться вверх/вниз на графике). Далее вопрос по существу. Как теоретически должно сказываться 20-омное выходное сопротивление на таких наушниках: Sony MDR-EX1000, сопротивление 32Ом (замеры тут: [url]http://www.innerfidelity.com/images/SonyMDREX1000.pdf[/url]) Sennheiser Momentum, 18Ом (замеры тут [url]http://www.innerfidelity.com/images/SennheiserMomentum.pdf[/url]) Есть ли смысл проводить мод, уменьшающий сопротивление до <1Ом, который достаточно популярный среди пользователей АК100. Хотелось бы услышать от вас мнение об этом моде в целом. Какие положительные/отрицательные стороны имеют место. |
![]() |
Нулевое сопротивление не панацея, как показывает практика, с нулевым сопротивлением сложнее добиться низких искажений. У AK120 сопротивление низкое, но звучание обычное.
В материале три стандартных графика, сливаются в одну линию там, где сопротивления наушников постоянны по частоте, аналогично резистивной нагрузке. Так как у плеера сопротивление постоянное по частоте и также постоянное у нагрузки, то и графики сливаются. У Momentum и MDR-EX1000 неравномерность импеданса минимальна, и изменение АЧХ станет заметной только при очень высоком выходном сопротивлении усилителя, у Momentum при 100 Ом изменение всего в 1 дБ. Momentum + AK100 можно посмотреть в отчете [url]http://personalaudio.ru/raa/otchety/naushniki/senheiser-momentum/[/url] ![]() Тут значение для усилителя в 20 Ом (голубая линия) с постоянным сопротивлением по всему частотному диапазону наиболее близко к AK100. Как видно, изменения АЧХ минимальны. ![]() Вот если низкоомные наушники будут подключатся к усилителю, аналогичному в Colorfly С3, Cowon D2, тогда будет небольшая пропажа низких частот. По моду у меня данных нет, если мод даст более прозрачное звучание, тто делать стоит, если только ради снижения выходного сопротивления, то с этими наушниками особой разницы не будет в плане АЧХ. |