Большой обзор вакуумных наушников SONY XBA-4

       

Большой обзор вакуумных наушников SONY XBA-4

Введение о новых наушниках Sony

На какое-то время SONY выпала из инновационного аудио, сосредоточившись преимущественно на мультимедии, задвинув в сторону классический Hi-Fi и Hi-End.


Новая линейка арматурных наушников от Sony, представленных в нашей стране на CEP-EXPO 2012 представляет собой незаурядный продукт, изюминкой которого является применение собственных арматурных излучателей.


Линейка наушников SONY XBA на стенде компании

Линейка арматурных наушников содержит четыре модели, где в младшей модели XBA-1 используется один излучатель, а в старшей модели XBA-4 четыре излучателя.


В большинстве многодрайверных наушников используются излучатели разных габаритов, аналогично динамикам в многополосных акустических системах, в то время как у SONY излучатели имеют разные частотные диапазоны при одинаковых габаритах.


Арматурные наушники давно стали синонимом «профессиональных» наушников, однако SONY ориентирована на потребительский рынок. Мы рассмотрим старшую модель XBA-4.


Внешний вид SONY XBA-4

наушники SONY XBA-4

Наушники смотрятся ярко, габариты аналогичны другим старшим многодрайверным моделям от Westone, Earsonics и других. Звуковод расположен под небольшим углом, что требует меньшего места в ушной раковине для наушников, против Westone и Earsonics, но в противовес зимой одевать шапку поверх наушников будет менее удобно, т.к. они выступают из ушной раковины больше, чем те же Westone и Earsonics.

SONY XBA-4 шнур

Приятным сюрпризом было увидеть несимметричный кабель, где до развилки провод у левого наушника короче, чем у правого. Это большая редкость не только среди наушников верхнего бюджета, но и даже среди среднебюджетных. Единственное, провод хотелось бы видеть съемным как у некоторых моделей Westone (например UM3X RC) , Earsonic или Sennheiser ie 8/80.

SONY XBA-4

Левый наушник помечен выпуклой точкой, как и положено по общепринятой маркировке левого канала, что, к сожалению, встречается не у всех.

SONY XBA-4 штекер

Джек Г-образный, стандартный. Гибкость средняя.

Комплектация SONY XBA-4

SONY XBA-4 коробка упаковка комплектация

В комплектацию входит коробка-чехол для переноски, фиксатор длины провода и сменные насадки двух типов.

SONY XBA-4 ушные насадки

Всего получается четыре пары обычного типа насадок и три пары с наполнителем из поролона.

SONY XBA-4 ушные насадки разных типов

Насадки с наполнителем более плотные и в зависимости от анатомии ушного канала плотные насадки могут быть более удобными в посадке в ухо.

SONY XBA-4 смотать шнур наушников

Специальный фиксатор позволяет смотать участок кабеля, что является удобным решением.

Эргономика SONY XBA-4

В плане эргономики больше всего порадовал несимметричный провод, который сейчас очень редок. Посадка вполне удобная, наушники держались без проблем.

Звуковод более широкий, нежели чем у Westone/Earsonic, и наушники могут не подойти тем, кому даже Sennheiser ie 4 велики с насадками Small размера. В отличии от M-Audio IE-40/Ultimate Ears TripleFi 10 эргономика на отличном уровне.

Особенности SONY XBA-4

SONY XBA-4 арматурный излучатель

Основное и интересное – это использование собственных арматурных излучателей. Исходя из 3D моделей от SONY в своих рекламных проспектах, в многодрайверных наушниках используется одинаковый типоразмер излучателя. Разумеется, возникает вопрос, какие это выгоды дает, если для максимального качества в многодрайверных моделях потенциал раскрывается за счет подбора излучателей, ориентированных на работу с разными частотными диапазонами изначально. Технический специалист от Sony это пояснил как использование различных мембран разной толщины (и возможно материала). Это выглядит разумно, более массивная мембрана может работать с низкочастотным диапазоном при больших амплитудах без искажений, в то время как тонкая легкая высокочастотная – с минимальной амплитудой.

SONY XBA-4 конструкция изнутри

Рекламные трюки у Sony мало отличаются от других производителей, рекламирующих арматурный излучатель. Пользователю показываются габариты арматурного излучателя и обычного динамического капсюля. Для большей убедительности выбирается драйвер диаметром под 10 мм, в то время как средний размер обычно приходится на 7-8 мм, и лишь у самых миниатюрных – 6 мм.

Да, размер арматурного излучателя действительно меньше, а чувствительность порой выше, и при использовании арматурного излучателя можно сделать наушники с меньшими габаритами против наушников с динамическим капсюлем. Но в такой рекламе обычно не говорится, чем на самом деле приходится расплачиваться за меньшие габариты – а именно, частотным диапазоном и максимальной перегрузочной способностью. Как правило, арматурный излучатель отлично работает только на определенном участке низкочастотном, высокочастотном или среднечастотном. Широкополосные излучатели могут покрыть весь необходимый диапазон, но за счет ограничения хода мембраны – а это напрямую сказывается на уровне низких частот. Однодрайверные арматурные наушники обычно обладают нейтральным уровнем низких частот. Попытка получить больший отклик как правило приводит к банальной перегрузке излучателя с «похрипывающим» звучанием.

Чтобы избежать всех проблем, используют несколько излучателей, и тут уже габариты с динамическими моделями становятся сопоставимыми. Тогда где же выигрыш? Выигрыш такой же как и в многополосных системах против широкополосных – больше простора для настройки АЧХ, большее максимальное звуковое давление при низких габаритах и из трех-четырех прямоугольников можно получить более удачную по эргономике конструкцию, против динамического капсюля (которому еще нужно организовать камеру).

Звучание SONY XBA-4

Наушники располагают к вокальной музыке. Баланс низких, средних и высоких хочется назвать «Hi-Fi-йным» с небольшим акцентом баса и высоких. Подчеркнутые верхние средние и нижние высокие дают дополнительный акцент на вокале. Многие вкладыши подчеркивают более высокочастотный диапазон, становясь сибилятивными, XBA-4 же не содержат такого недостатка.

SONY XBA-4 с плеером iBasso DX100



Наушники были попробованы с тремя популярными плеерами топ класса, Colorfly C4 Pro, HiFiMan HM-801 и iBasso DX 100. С DX 100 и C4 Pro звучание XBA-4 схожее, различия лишь в низкочастотном регистре, с C4 Pro отдача ниже, музыкальные композиции более спокойные. В обоих случаях отличная стереопанорама. С HM-801 звучание отличается, вокал подчеркнут в большей степени, уровень низких частот сопоставим с DX 100. Панорама не такая масштабная как у первых двух плееров. В целом, связка XBA-4 с DX 100 показалась наиболее выигрышной.


Технические измерения SONY XBA-4

RAA - амплитудно-частотная характеристика и импеданс

График амплитудно-частотной характеристики показывает баланс громкости частот и чувствительность наушников. Если мы будем производить синус конкретной частоты подавая его с уровнем 1 В rms и фиксировать уровень давления на выходе наушника в специальной камере эмулирующей ухо, то перебрав частоты с 20 Гц по 20 кГц – получим исходный график АЧХ. График АЧХ в RAA получен через воспроизведение и анализ специального шумового сигнала с последующим получением импульсной характеристики в ARTA. Масштаб графика в RAA аналогичен масштабу графика RMAA для акустических тестов с шагом сетки в 6 дБ и диапазоном в 90 дБ. Разница в 6 дБ эквивалентна двукратному соотношению уровней сигналов.

График полного сопротивления (импеданса) показывает сопротивление наушника в зависимости от частоты. Шкала сопротивления представлена в логарифмическом масштабе. График получен через воспроизведение и анализ специального шумового сигнала в LIMP (LIMP входит в тестовый пакет ARTA).

fr-rz.png

Исходя из графика можно видеть подъемы в низкочастотном диапазоне, а так же в районе 3-4 кГц и 12 кГц. Таким образом перед нами басовитые наушники, оптимальные для использования в транспорте. Средний уровень чувствительности составил 125 дБ/В. Средний уровень сопротивления составил 12 Ом, при этом до 1 кГц уровень равен 8 Ом. Такой уровень сопротивления в два раза ниже широко распространенного сопротивления в 16 Ом и для полного раскрытия потенциала рекомендуется использовать усилитель, рассчитанный на столь низкоомную нагрузку. В целом, чувствительность высокая и проблем с громкость возникнуть не должно, но при низком сопротивлении в 8 Ом с усилителей с высоким выходным сопротивлением максимальный уровень сигнала на выходе усилителя может оказаться существенно ниже, чем для наушников с высоким сопротивлением. Для усилителя с выходным сопротивлением в 20-30 Ом падение уровня составит для 16 Ом в 7-11 дБ, а для 8 Ом в 11-15 дБ.


RAA - амплитудно-частотная характеристика – различие правого и левого каналов

Чем меньше расхождение между АЧХ правого и левого канала, тем более четкую панораму можно получить. При этом, на панораму влияют и другие факторы.

График амплитудно-частотной характеристики показывает баланс громкости частот и чувствительность наушников. Если мы будем производить синус конкретной частоты подавая его с уровнем 1 В rms и фиксировать уровень давления на выходе наушника в специальной камере эмулирующей ухо, то перебрав частоты с 20 Гц по 20 кГц – получим исходный график АЧХ. График АЧХ в RAA получен через воспроизведение и анализ специального шумового сигнала с последующим получением импульсной характеристики в ARTA. Масштаб графика в RAA аналогичен масштабу графика RMAA для акустических тестов с шагом сетки в 6 дБ и диапазоном в 90 дБ. Разница в 6 дБ эквивалентна двукратному соотношению уровней сигналов.


fr-spl.png

Сравнивая два канала, можно видеть минимальное расхождение графиков. Это один из параметров, который влияет на четкость панорамы, воспроизводимой наушниками, и благодаря минимальному расхождению, можно ожидать высокую четкость локализации источников.


RAA - импеданс – различие правого и левого каналов

График полного сопротивления (импеданса) показывает сопротивление наушника в зависимости от частоты. Шкала сопротивления представлена в логарифмическом масштабе. График получен через воспроизведение и анализ специального шумового сигнала в LIMP (LIMP входит в тестовый пакет ARTA).


rz.png

Импеданс наушников не типичен для большинства арматурных моделей. Обычно первый пик находится на более низкой частоте, а в трехдрайверных или тем более в четырехдрайверных наушниках имеет большее количество пиков, чем у XBA-4, что наводит на мысли о возможно минимальном количестве разделительных фильтров, где часть фильтров не используется из-за физически особенностей самих излучателей (напимер естественных завалах частотных диапазонов). Сопротивление 8 Ом в 4 раза меньше 32 у однодрайверной модели XBA-1, что вкупе с ровной линией графика свидетельствует об отсутствии фильтра, отсекающего низкие частоты у хотя бы одного из излучателей. Положительным эффектом это может проявится в меньших фазовых искажениях, которые вносят фильтры.


Зависимость от насадок

В тесте определяются зависимости от насадок при сравнении АЧХ и кумулятивных спектров наушников, измеренных с разными насадками, входящими в комплектацию наушников. Так же во время измерения оцениваются визуально частоты от резонансов в зависимости от глубины посадки наушника в звуководе. От внутренней формы насадок, формы звуковода и глубины посадки зависят резонансные частоты. От материала насадок зависит крутизна затухания на резонансных частотах. От плотности насадки и контакта зависит отдача в низкочастотной области.


RAA - амплитудно-частотная характеристика

График амплитудно-частотной характеристики показывает баланс громкости частот и чувствительность наушников. Если мы будем производить синус конкретной частоты подавая его с уровнем 1 В rms и фиксировать уровень давления на выходе наушника в специальной камере эмулирующей ухо, то перебрав частоты с 20 Гц по 20 кГц – получим исходный график АЧХ. График АЧХ в RAA получен через воспроизведение и анализ специального шумового сигнала с последующим получением импульсной характеристики в ARTA. Масштаб графика в RAA аналогичен масштабу графика RMAA для акустических тестов с шагом сетки в 6 дБ и диапазоном в 90 дБ. Разница в 6 дБ эквивалентна двукратному соотношению уровней сигналов.


fr-spl-pen.png


АЧХ с обычными насадками и с насадками наполненные поролоном практически идентичны, таким образом рекомендация по использованию – использовать те, что более комфортно располагаются в ушах. Резонансная частота в районе 4 кГц стабильна при разной глубине посадки наушника, а в высокочастотной области резонанс меняется от 9 до 16 кГц.


ARTA - сонограмма к периодам импульсной характеристики

Сонограмма показывает импульсный отклик наушников на единичный импульсный сигнал. По сонограмме можно определить, какие частоты продолжают воспроизводиться (наподобие гула в трубе), когда в наушники не поступает сигнал. Резонансы, как правило, подчеркивают определенные частоты, делая их субъективно громче, и чем дольше резонанс затухает, тем больше на данной частоте снижается разборчивость звучания. По отношению ко времени низкие частоты затухают существенно дольше чем высокие частоты, поэтому сонограмма характеризует не время, а периоды. Такой вид сонограммы позволяет оценить резонансы во всем частотном диапазоне на одном графике.


bd.png


Резонансов всего два – в районе 4 кГц, который относится преимущественное к резонансу внутренней камеры и мало зависит от внешнего объема камеры, создаваемым слуховым проходом, и второго резонанса в районе 12 кГц, который зависит от диаметра, глубины и посадки наушника.



Совместимость с усилителями и плеерами

Зависимость АЧХ от импеданса

При подключении наушников к усилителю, в зависимости от полного выходного сопротивления и импеданса наушников АЧХ меняется. В RAA производится расчет АЧХ на основе данных АЧХ наушника и усилителя, а также полного выходного сопротивления усилителя и импеданса наушника.


Зависимость от типовых значений полного выходного сопротивления усилителя

В данном тесте сравнивается изменение АЧХ при подключении наушников к усилителям с разным выходным сопротивлением, при условии, что у усилителя оно постоянно во всем диапазоне частот.


spl-rv.png


Мы можем наблюдать подъем узкий подъем в районе 2-3 кГц и более широкий в районе 7-8 кГц. При сопротивлении усилителя в 10 Ом подъем двукратный в районе 6 дБ. Ближе к 50 Ом наблюдается подъем в 12 дБ, а при большем выходном сопротивлении подъем прекращается.


Зависимость АЧХ от полного выходного сопротивления усилителя HiFiMan HM 801

В данном случае использовались стандартные сменные модули на дискретных элементах с сопротивлениями 10 Ом и 38 Ом.


spl-rv-HM-801.png


За счет использования разных модулей можно видеть разный уровень подъема верхних средних и нижних высоких частот. С модулем, имеющим сопротивление 10 Ом подъем составил 4-6 дБ, а с модулем с сопротивлением 38 Ом – 9-12 дБ.


Зависимость АЧХ от полного выходного сопротивления усилителя Colorfly C4 Pro

Полное выходное сопротивление у Colorfly C4 Pro близко к нулевому в средней и высокочастотной области, а в низкочастотной области наблюдается подъем. Подобный график можно наблюдать у различных усилителей, к примеру – Cowon C2.


spl-rv-c4.png


У XBA-4 сопротивление в низкочастотной области составляет всего 8 Ом, что сказывается на снижении низких частот, порядка 4 дБ на 60 Гц и 9 дБ на 30 Гц.


Зависимость АЧХ от полного выходного сопротивления усилителя iBasso DX 100

Полное выходное сопротивление у DX 100 не превышает 2 Ом в частотном диапазоне 20 Гц – 20 кГц, и его можно считать близким к нулевому.


spl-rv-dx100.png

Различий практически нет, АЧХ не меняется при подключении наушников к DX100.

Следует понимать, что технические характеристики лишь косвенно дают представление о возможном субъективном качестве звучания. У каждого участка тракта известны различные типы искажений, которые могут указать на неверный режим работы. Применительно к техническим характеристикам высококачественных устройств, характеристики должны укладываться в определенные значения. Поэтому делать выбор исключительно по техническим параметрам без субъективного прослушивания нет смысла. Технические параметры дают возможность лишь оценить потенциал устройства.

Итог SONY XBA-4

Наушники представляют собой интересный продукт, который ориентирован на потребительский рынок для обычных любителей качественного звука, но с уровнем высококачественных профессиональных арматурных моделей. Сопротивление у наушников низкое, что в большинстве случаев потребует не столько мощный, сколько качественный усилитель для наушников, отличными вариантами будет использование или плеера топ-класса, или отдельный портативный усилитель. Звучание модели комфортное, частотный баланс зависит от уровня выходного усилителя. XBA-4 способны выдержать конкурентную борьбу в своем ценовом диапазоне.


Автор: (PAExpert) Эксперт Personalaudio.ru
12.06.2012


Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter. Это не требует регистрации. Спасибо.

Поделитесь в социальных сетях




Еще интересное для чтения

« Предыдущий материал

Наушники для фильмов и дороги с мощным басом
Комментарии и отзывы (4)


Мне нравится0
Veaceslav Furculita
Добрый день,

Роман в какой разьем плеера С4 подключались наушники? Облодаю данным плеером и в поиске хорошей арматуры. На данный момент есть сомнения в совместимости плеера  и данных наушников с тоски зрения низкого сопротивления последних.
Мне нравится0
romanrex
Цитата
Veaceslav Furculita пишет:
Добрый день,

Роман в какой разьем плеера С4 подключались наушники? Облодаю данным плеером и в поиске хорошей арматуры. На данный момент есть сомнения в совместимости плеера и данных наушников с тоски зрения низкого сопротивления последних.
Выходы по качеству у C4 pro примерно одинаковые (не считая некоторых схематических нюансов, на основе которых есть мнение что 6.3 выход звучит лучше, но разница на мой взгляд несколько преувеличена), детальность будет больее чем отличной, С4 с низкоомной нагрузкой дает очень мало искажений, лишь низкие частоты несколько ослабнут.

Рисунок
Мне нравится0
Veaceslav Furculita
Добрый день,
Роман я стою перед выбором наушников XBA-4 и Westone UM3X RC (использовать буду с Colorfly C4). У меня нет возможности послушать данные наушники перед покупкой и не предвидится. Какая разница в звуке между ними, что посоветуете? Я слушаю в основном электогитару (Joe Satriani, Steve Vai, Yngwie Malsteen etc), рок 70, 80-ых, джаз, класику. 
Мне нравится0
romanrex
Цитата
Veaceslav Furculita пишет:
Добрый день,
Роман я стою перед выбором наушников XBA-4 и Westone UM3X RC (использовать буду с Colorfly C4). У меня нет возможности послушать данные наушники перед покупкой и не предвидится. Какая разница в звуке между ними, что посоветуете? Я слушаю в основном электогитару (Joe Satriani, Steve Vai, Yngwie Malsteen etc), рок 70, 80-ых, джаз, класику.
Для рока мне больше импонируют Westone UM3X, у них более драйвовый частотный баланс для рока. Sony очень хороши для поп музыки, с акцентом на вокале.

Возврат к списку >>>





Система Orphus

Яндекс.Метрика