Puretone Micro Monitor Classic 3

       

Puretone Micro Monitor Classic 3

О Custom мониторах


В одном из прошлых материалов мы рассмотрели индивидуальные насадки для наушников, однако за рубежом в большей мере распространены полноценные индивидуальные наушники, выполненные по слепку уха. У таких наушников самый высокий уровень шумоизоляции и основными клиентами в основном являются музыканты, выступающие на сцене. Наконец-то такое производство появилось и в России при поддержке крупной компании Мелфон Аудио

Puretone Micro Monitor Classic 3

Custom наушники можно условно разделить на две категории, аудиофильские и концертные по их прямому назначению. Незнание базовых нюансов зачастую приводит к различным разочарованиям, начиная как от удобства наушников, так и их звучания. Но обо всем по порядку.

Изготавливаются наушники на основе слепка уха, и большое значение имеют дальнейшие условия эксплуатации - если музыкант певец, то во время изготовления ушных слепков ему необходимо сидеть с открытым ртом, когда ушной канал максимально "раскрыт". Если сделать слепки с закрытым ртом, то потом уже с готовыми наушниками раскрыть рот, как вся шумоизоляция разом пропадет из-за расширения слухового канала и образующихся щелей между корпусом наушников и ушного канала. Для открытого рта обычно музыкантам дают специальные формы для прикуса, чтобы зафиксировать единое положение челюсти.

Если наушники заказывает не певец или аудиофил, то рот должен быть закрыт в расслабленном состоянии, иначе потом наушники будут давить и при длительном ношении доставлять дискомфорт. Для певцов такие наушники не роскошь, а лишь рабочий инструмент при выступлении на сцене.

Puretone Micro Monitor Classic 3

Одним из факторов, ограничивающих популярность Custom наушников в России это цена, которая выше обычных наушников, а так же повышенные риски при заказе Сustom наушников из-за рубежа. Обычно при изготовлении формы под наушники (аналогично слуховым аппаратам) может потребоваться промежуточная примерка или финальная примерка при получении, и если с формой будет что-то не так, то форму наушников могут сразу поправить , устранив геометрические нестыковки. Всегда есть вероятность, что во время изготовления слепка клиент сидел недостаточно подвижно. При покупке из-за рубежа приходится волноваться из-за почты вкупе с таможней и за успешность формы наушников.

Музыканты, гастролирующие по всему миру зачастую менее стеснительны в средствах и без особых проблем способны заказать себе такие наушники за границей, остальные же порой и не догадываются о существовании подобных наушников.

Puretone Micro Monitor Classic 3

С одной стороны стоимость в районе $800 многим кажется слишком высокой, но с другой стороны такая стоимость есть у популярных iPhone и топовых музыкальных плееров.

Основное преимущество Custom наушников заключается в высокой шумоизоляции, которую не обеспечить стандартными насадками у наушников вкладышей. Вторым преимуществом является высокая эргономика при длительном ношении, что правда могут по достоинству оценить лишь те, у которых с обычными наушниками возникают проблемы, а остальные по эргономике наушников могут не заметить существенной разницы.

Puretone Micro Monitor Classic 3

В России производство Custom наушников практиковалось (и практикуется) в основном в сторону кастомизации уже стандартных наушников, когда обычная модель разбирается и внедряется уже в Custom корпус. Это направление можно охарактеризовать как любительское, т.к. услуги предлагают в основном редкие мастера, для которых это хобби, а обращаются к ним энтузиасты, которые хотят получить Custom наушники за минимально возможную цену. В итоге мастера берутся выполнять работу только когда у них есть время и желание, а информацию о них (кто в данный момент этим занимается) можно узнать в дебрях форумов. При этом, мастера еще получают в свой адрес упреки, что все равно их работа стоит дорого, а в случае поломки китовых наушников они же во всем и виноваты. И еще не факт, что в итоге клиент будет доволен изменениями в звуке...

Puretone Micro Monitor Classic 3

Разработка собственных моделей сопряжена с существенными затратами - подбором излучателей, настройки кроссоверов (без специализированного ПО под модели с арматурными излучателями, против ПО с расчетом фильтров для колонок). Разработка модели изначально является дорогостоящим, долговременным и рискованным проектом с позиции бизнес-модели.

Своего рода компромиссным и удачным явился вариант с производством наушников британских наушников Puretone, начинка которых поставляется китом в Россию и здесь требующая лишь производство корпуса, без пересылок наушников заграницу. Это существенно сказывается на скорости изготовления наушников и примерки наушников при получении.

Puretone Micro Monitor Classic 3

На данный момент Puretone в своей линейки содержит три модели, каждая из которых может быть сделана как в твердом, так и мягком корпусе. Модели с твердым корпусом называются Сlassic, а с мягким - Flex. У Сlassic используется съемный провод, у мягких же он не съемный по технологическим причинам.

Модели Puretone
Название моделиКоличество излучателейМатериалЧувствительность, выраженная к мощности, дБ/мВтЧастотный диапазон
Сlassic 1 1 Твердый 114 40-16 кГц
Сlassic 2 2 Твердый 119 20-18 кГц
Сlassic 3 3 Твердый 124 20-18 кГц
Flex 1 1 Мягкий 114 40-16 кГц
Flex 2 2 Мягкий 11720-18 кГц
Flex 3 3 Мягкий 124 20-18 кГц


Модели между собой различаются по количеству используемых излучателей и называются соответственно.

Для теста была изготовлена старшая модель Puretone Micro Monitor Classic 3 с тремя излучателями.

Кому-то кажется, что чем больше излучателей, тем лучше звук, но на деле это не всегда так и стремление использовать большое количество излучателей основано на ряде факторов.
Арматурный излучатель обладает небольшими габаритами, гораздо меньшими, чем динамический излучатель и именно этим он обязан своему широкому распространению в слуховых аппаратах для слабослышащих. Из-за небольших габаритов перегрузочная способность у таких излучателей невелика, особенно в низкочастотном диапазоне – тут прямая зависимость от объема излучателя. воспроизводить низкие частоты наравне с динамическим излучателем будет только такой арматурный излучатель, который будет сопоставим по объему. Для того, чтобы низкая перегрузочная способность была наименее заметна, практически все однодрайверные модели обладают нейтральным уровнем баса. В двухдрайверных моделях чаще всего расширяют высокочастотный диапазон и только в трехдрайверных увеличивают перегрузочную способность в области низких частот или делают подъем низких частот. Как правило трех излучателей более чем достаточно для получения широкого частотного диапазона и достаточной перегрузочной способности, а дальнейшее добавление излучателей направлено на увеличение чувствительности наушников, либо на облегчение работы излучателей. Два излучателя будут играть в два раза громче – соответственно наушники будет хорошо слышно от слабого усилителя. Так же если мы на одинаковой громкости будем сравнивать один драйвер или два одинаковых вместе, то два драйвера будут играть с меньшими искажениями, т.к. каждый из них воспроизводит звук в два раза тише. Тут правда есть нюанс – обычно заметные искажения появляются лишь при превышении определенной громкости и до некоторых уровней разницы между одним излучателем или пары не будет.

Определенным подводным камнем являются пассивные кроссоверы, в которых нет возможности использовать крупногабаритные катушки индуктивности, что требует на порядок более сложной разработки кроссовера, при котором все излучатели звучали бы слитно. В итоге кроссовер часто содержит малое количество деталей, и имеет низкие порядки фильтров, а часть компенсации вносят уже акустические фильтры в виде трубок и демпферов.

Puretone Micro Monitor Classic 3

С позиции моды – чем больше излучателей, тем лучше, но не всегда более высокая чувствительность реально нужна (слышать в обязательном порядке все фоновые шумы плеера или передатчика), или сталкиваться с миксом излучателей, которые не оптимально настроены между собой. К слову, большое количество излучателей может позволить себе и не каждый клиент – суммарный объем конструкции с излучателями становится более крупным, чем габариты Custom наушников для человека с недостаточно крупными ушами. И конечно стоит помнить, что часто 4-ре и больше излучателей не крайняя необходимость, а порой обычный маркетинг.

Puretone Micro Monitor Classic 3

После сборки наушников каждая пара проходит обязательный контроль на совпадении АЧХ с референсной.

Внешний вид и комплектация Puretone Micro Monitor Classic 3

Puretone Micro Monitor Classic 3

При изготовлении можно выбрать разнообразные цвета из текущей палитры. Для удобства многие заказывают в разном цветовом исполнении правый и левый наушники, вроде красный и зеленый, красный и синий или желтый и сиреневый.

Puretone Micro Monitor Classic 3

При этом можно сделать и более сложные расцветки, для теста были заказаны черные (слегка прозрачные) с разным цветом носиков (звуководов). Таким образом и различить канал легко и вид стильный.

Puretone Micro Monitor Classic 3

Однако некоторым больше по вкусу телесный цвет, что может быть актуально во время видеосъемок концертов, где наушники должны быть максимально незаметны. Внешняя крышка в таких случаях максимально обтачивается.

Puretone Micro Monitor Classic 3

Наушники выдаются в металлическом кейсе с щеточкой для чистки и дополнительным компактным кейсом. На данный момент проводится работа по определению, что еще будет входить в стандартную комплектацию, оптимизированную под Россию.

Puretone Micro Monitor Classic 3

На момент теста съемный кабель был только телесного цвета, но позже будут и остальные цвета – прозрачно-серебристый, коричневый и черный. Кабель мало отличается от кабеля Westone и Earsonics. Собственно по этой причине на многих фотографиях наушники с черным кабелем от Westone. Вся разница только в форме развилки кабеля и ползунка.

Puretone Micro Monitor Classic 3

Стандартно кабель содержит заушины, которые позволяют еще надежнее закрепить наушники и предотвращают износ кабеля от перегибов. Автору комфортнее было с проводом с удаленными заушинами, но в таком случае стоит рассчитывать на более короткую жизнь кабеля, плюс на этом участке кабель не скручен и выглядит менее аккуратно.

Puretone Micro Monitor Classic 3

За счет совместимости съемного кабеля с аналогами других компаний нет никаких сложностей с приобретением кабелей других расцветок. Так же в аудиофильском секторе можно найти предложения с кабелями из особых проводников под вкусовое звучание.

Конструкция Puretone Micro Monitor Classic 3


Внутри можно видеть три излучателя, от которых отходит две трубки. После поворота в носик две трубки объединяются в один канал.

Puretone Micro Monitor Classic 3

В теории, чем больше каналов, тем лучше, и количество каналов зачастую ограничено диаметром носика. На практике все не так просто. При использовании раздельных каналов проще делать акустическую фильтрацию демпферами, которые располагаются на определенном расстоянии от излучателя, где при использовании одного канала на несколько излучателей усложняет настройку. Дополнительно за счет разной длины каналов можно более тонко настроить временные задержки между излучателями, там, где эта компенсация действительно нужна. Во всем остальном решающее значение только за звучанием конечной конструкции. К слову, упор на максимально возможное количество каналов встречается лишь в рекламе под аудиофилов без каких-либо объективных доказательств. Многие компании относительно каналов придерживаются мнения, что клиент всегда прав и если хочет 10 трубок внутри своих Custom наушников – то за его деньги и любой каприз…

Puretone Micro Monitor Classic 3

По умолчанию диаметр звуковода совместим с защитными фильтрами NoWax, но есть вероятность, что при желании могут сделать выходное отверстие шире, совместимое с фильтрами Phonak где есть специализированные фильтры на изменение АЧХ наушников для тонкой постройки.

Звучание Puretone Micro Monitor Classic 3


Первое, что хочется отметить – это очень высокий уровень чувствительности. Второе, это акцентированное звучание средних частот и неяркое звучание высоких. Разборчивость высокая на всех частотах, несмотря на не высокий уровень громкости верхнего диапазона.

Puretone Micro Monitor Classic 3

Часто для большей разборчивости любят добавить громкости с повышением высоких частот, в случае в Classic 3 такого желания не возникает. Низкий уровень громкости высоких частот ощущается лишь только в начале, а потом мозг настраивается на звучание и звучание не кажется глухим из-за хорошей слышимости всех деталей.

Puretone Micro Monitor Classic 3

Такой баланс является самым востребованным для сцены, в условиях высокого шума вокруг. Чтобы было понятнее, вспомним, что наушники с ровным звучанием дома, на улице воспринимаются недостаточно басовитым и излишне яркими из-за высоких частот. Ровность АЧХ в этом случае воспринимается не в абсолютной громкости частот от наушников, а от разницы громкости между полезным сигналом и шумом. На улице преобладает низкочастотный гул и при небольшой шумоизоляции наушников в районе высоких частот мозг воспринимает наушники уже как не ровные. На улице ровными наушниками являются зачастую модели с большей отдачей в области низких частот и меньшей отдачей области высоких.

У обычных внутриканальных наушников шумоизоляция еще выше, поэтому высокие частоты требуют еще большего ослабления. У Custom мониторов шумоизоляция самая высокая и оптимальный частотный баланс больше зависит от того, где наушники будут использоваться – если в тихой обстановке, то ослабление высоких частот должно быть умеренным, если на сцене – то наоборот большим. В условиях высокого уровня шума полностью шум задавить невозможно, звук пройдет через тело, тут можно лишь его максимально ослабить и поверх дать полезный сигнал с небольшой разницей в громкости в большую сторону.

Puretone Micro Monitor Classic 3

Лучшее место испытаний таких наушников разумеется на сцене или в громком клубе, но можно использовать и более универсальный вариант – взять обычные полноразмерные наушники и включить в них громко музыку, эмулируя обстановку сцены (с соответствующей громкостью). А в Custom мониторах пустить параллельно другую музыку и оценить ровность звучания в условиях сильного внешнего шума.

Puretone Micro Monitor Classic 3

В таких условиях Classic 3 оказались наиболее удачными. Другие наушники, очень ровные в тихих условиях, Creative InEar 3, с хорошей шумоизоляцией для внутриканальных наушников, оказались слишком сибилятивными, с сильным акцентом высоких частот. M-Audio IE-40 показали аналогичный результат – много высоких с теряющимися средними во внешнем звуке. Sennheiser IE 80, как самая басовитая модель так же показала недосточную шумоизоляцию для того, что бы высокие частоты не глушили средние.

Puretone Micro Monitor Classic 3

Попытки поднять середину за счет общей громкости лишь приводили к лишнему акценту высоких частот, забивающих собой все, делая звучание неприятным и неразборчивым. Classic 3 на высокой громкости совсем не сибилятивны и высоких частот ровно столько, сколько нужно.

Что касается метро, то для Classic 3 это не слишком шумное место, что бы звучать ровно, высокие частоты недостаточно приподняты.

Отдельного внимания заслуживает источник звука, он в идеале должен иметь нулевое выходное сопротивление, в противном случае при высоком выходном сопротивлении в области низких и высоких частот при низком выходном сопротивлении усилителя высокие и низкие частоты по уровню снижаются и наушники еще больше акцентируют средние частоты. Для сцены, где на первом месте стоит громкость это не существенно, а ценителям качественного звука стоит более тщательно подбирать плеер.

Низкие частоты находятся на нейтральном уровне при использовании усилителя с низким выходным сопротивлением, из ярких примеров это iBasso DX100 или Fiio X3 (но в плане раскрытия потенциала наушников актуален только DX100).

Puretone Micro Monitor Classic 3

Для оценки звучания использовались самые лучшие плееры на сегодняшний день Colorfly C4 Pro, iBasso DX100, Astel&Kern AK 120 и HiFiMan HM 801. В тест не попали только редкие плееры аналогичного класса, которых не было в редакции.

Puretone Micro Monitor Classic 3

У Colorfly С4 Pro лучше всех подача высоких частот, но несколько ослабляется низкочастотный диапазон. Звучание очень комфортное.

При использовании разъема 3,5 мм уровень громкости в метро выставляется не выше, чем на фото, что соответствует -35 дБ от максимального уровня. Для связки с техническими характеристиками, максимальный уровень у C4 Pro для 3.5 мм - 0.6 В для синусоидального сигнала, соответственно в метро достаточно эквивалентного уровня в 0,01 В, что при измеренной чувствительности наушников в 144 дБ/В дает не более 104 дБ SPL. Такой уровень громкости в среднем на 10-20 дБ ниже, чем при использовании стандартных наушников с хорошей шумоизоляцией. Например с InEar 3 требуется уровень -9 дБ (0.2 В) и при чувствительности в 136 дБ/В дает на выходе уже 123 дБ, что выше уже на 19 дБ, чем в случае с Puretone Classic 3. Для тех, кто часто ездит в метро и беспокоится о защите слух, хороший повод обзавестись Custom наушниками.

Puretone Micro Monitor Classic 3

Последнее время неоднократно случались ситуации, когда батарейка плеера садилась, и наушники выполняли роль беруш, т.к. слушать шум внутри вагона метро радости мало. К слову, по показаниям шумомера уровень шума в среднем равен 95 дБ SPL.

Puretone Micro Monitor Classic 3

HiFiMan HM801 с комплектными усилителями PowerAmp самый не удачный плеер, т.к. слишком большой акцент средних частот, но его могут реабилитировать сменные усилители с низким выходным сопротивлением, которых не было в наличии во время тестирования.

Puretone Micro Monitor Classic 3

DX100 и Puretone Classic 3 в целом понравились больше всего, звук наиболее басовитый, хорошее разделение инструментов. В сравнении с С4 Pro лишь немного уступает ясностью высоких частот.

Puretone Micro Monitor Classic 3

Интересно было сравнить DX100 с новинкой AK120, у которой выходное сопротивление также близко к нулевому и соответственно максимальная отдача в области низких частот.

Puretone Micro Monitor Classic 3

Звучание AK120 с Classic 3 можно охарактеризовать как очень хорошее, но уступающее по ясности DX100. DX100 дает больше воздуха в объеме. Невольно хочется сказать, что "размер плеера все же имеет значение".

AK120 в данном случае будет уместен для тех, кто стремится к максимально компактному плееру из возможных из дорогого сегмента.

Puretone Micro Monitor Classic 3

Низкое сопротивление наушников с позиции плюсов дает высокую чувствительность, но и вместе с этим более высокое энергопотребление тока, что может сказаться на времени работы плеера.

Если наушники будут использоваться в относительно не шумной обстановке, надо быть готовым, что с обычным плеером можно будет прослушать все его внутренние наводки.

Puretone Micro Monitor Classic 3

Если с музыкантами, выступающими на сцене все предельно ясно (наушники изначально сделаны для них), то какие рекомендации можно сделать для просто слушателей? Если изначально известно, что обстановка вокруг будет тихой, а любимое звучание далеко от понятия «темное», то наушники не подойдут. Если обстановка шумная, будь то клуб, рядом проводящиеся строительные работы или другая очень шумная обстановка – то можно рассчитывать на отличную шумоизоляцию и высокое качество звука. Любителям темного звучания с приглушенными высокими частотами Classic 3 тоже придутся по вкусу.

Наилучшие кандидаты из верхнего сегмента плееров - это С4 Pro и DX100, выбор здесь между количеством низких част в пользу DX100 и качеством высоких в сторону C4 Pro.

Технические измерения Puretone Classic 3



Уровень чувствительности к напряжению очень высок, порядка 140 дБ/В. Сопротивление в области средних частот на уровне 30 Ом, но в областях низких и высоких частот порядка 12 Ом, соответственно наушники критичны к качеству усилителя и им требуется усилитель, оптимизированный для работы с низкоомной нагрузкой. Уровень усиления требуется совсем небольшой для получения комфортной громкости. Высокочастотный диапазон начинает уходить на убыль уже с 3 кГц. Наибольший провал приходится на 8 кГц - самый сибилятивный участок, и выше 10 кГц продолжения падения практически нет, что делает звучание высокочастотного диапазона просто тихим, а не глухим.

В технических характеристиках у производителя чувствительность указана как 124 дБ/мВт, что к резистивному сопротивлению в 28 Ом на 1 кГц дает измеренные 140 дБ/В и согласуется с нашими измерениями.

Низкое значение сопротивления и неравномерность сопротивления однозначно указывает на предпочтительное использование усилителей с низким выходным сопротивлением близким к нулевому иначе будет происходить изменение частотного баланса.

0.1.png

В примере показано, как будет снижаться уровень звукового давления при подключении к разным усилителям с разным выходным сопротивлением при выставленном заранее уровне 0,1 В. Видно, как высокие и низкие частоты снижаются более активно в противовес средним частотам. В большинстве случаев поднять общую громкость не составит труда, но частотный баланс будет уже другим.

3.png

Подробную зависимость можно посмотреть в подробном отчете, а выше АЧХ наушников с плеерами верхнего диапазона. Как видно, при сравнении АЧХ относительно частоты 500 Гц, у C4 Pro снижение низких частот в районе 40 Гц составляет 6 дБ, у AK100 наибольший подъем средних частот до 6 дБ, и у AK100 и HM801 до 6 дБ меньше отдача в области высоких частот против остальных моделей плееров.

RAA Report: Подробный отчет технических измерений

Выводы по Puretone Micro Monitor Classic 3

Puretone Micro Monitor Classic 3

Для музыкантов наушники будут наиболее интересны, с учетом того, что цена точно такая же как и в Англии. Качество звучания находится на высоком уровне, но надо учитывать, что частотный баланс оптимизирован для использования наушников в шумной обстановке на сцене. Шумоизоляция наушников находится на очень высоком уровне и это позволяет комфортно слушать наушники с меньшей громкостью на 10-20 дБ против универсальных наушников в шумных местах, таких как метро. Производство в России существенно ускоряет процесс изготовления и упрощает этапы снятия слепков ушей и примерку готовой продукции.

Чувствительность наушников находится на очень высоком уровне, Classic 3 будут громко работать практически с любым источником звука. Музыкантам не нужно беспокоиться о том, что с не своим оборудованием не хватит громкости.

Puretone Micro Monitor Classic 3

В заключении хотелось бы надеяться, что другие мировые производители то же начнут практиковать подобное производство с готовыми китами, ведь основные материалы для корпуса наушников стандартны, разница лишь в доступности расцветок и вариаций дизайна у местного производителя.

Puretone Micro Monitor Classic 3


Наушники компании Puretone производятся компанией Мелфон Аудио с множеством центров в различных городах.

Автор: (PAExpert) Эксперт Personalaudio.ru
02.10.2013


Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter. Это не требует регистрации. Спасибо.

Поделитесь в социальных сетях




Еще интересное для чтения

Следующий материал »

Импеданс наушников, что это такое, как влияет на АЧХ наушников и другие параметры
Комментарии и отзывы (2)


Мне нравится0
trever
Наконец-то в Москве можно делать кастомы без всяких пересылок слепков!
Мне нравится0
romanrex
Да. Большой плюс в том, что не надо заморачиваться с почтой, заграничными пересылками и если вдруг что-то будет не так с формой, то сразу же и правится. Посылать за границу с описанием "кажется в левом ухе что-то где-то мешает" вряд ли устранит проблему.

Возврат к списку >>>





Система Orphus

Яндекс.Метрика