iBasso DX 90

       

iBasso DX 90 iBasso DX90 является такой же долгожданной новинкой, как и в свое время DX50. Малые габариты, высокая функциональность и хорошая начинка при умеренной цене делают плеер желанным для широкого круга покупателей.

DX 90 был выпущен в противовес FiiO X5, после широкомасштабной рекламы X5. По сути, плееры, как таковые, в эпоху функциональных смартфонов интересны лишь узкому кругу пользователей и разделились на три категории:
  • Дешевые, долгоиграющие, такие как Cowon C3, где в приоритете компактность и функциональность
  • Дорогие топовые, такие как Colorfly C4 Pro, iBasso DX 100, HiFiMan HM 901 и т.п.
  • Золотая середина, не совсем топ, но и не заоблачная цена, хорошее качество звучания и относительно компактные габариты, такие как HM 601, iBasso DX50, FiiO X3 и т.п.
Популярность плееров, таких как iBasso DX 50, FiiO X3 и HiFiMan HM601 показала, что пользователям промежуточная категория более компактных плееров очень важна. При этом, популярность недешевых  Astel & Kern AK100/AK120 и Sony ZX-1 ясно указывает, что для многих важнее удобство, нежели конечный звук и соответственно кто-то выбирает крупные плееры с наилучшим звучанием и мирится с худшей эргономикой, а кто-то наоборот выбирает удобный плеер с тем максимальным качеством, которое есть среди таких моделей.

iBasso DX 90 и FiiO X5 потенциально могут составить конкуренцию как верхнему топу за счет своей эргономики и возможно близкого к ним звучания, а так же плеерам средней ценовой категории.
Посмотрим, что получилось у iBasso DX 90 в прямом сравнении с FiiO X5.

Внешний вид

IMG_2537 copy.jpg

Габариты плеера полностью повторяют DX 50, т.е. плеер помещается практически в любой карман и не занимает много места.

IMG_2538 copy.jpg
 
Задняя панель металлическая с плавным сужением к краям для более комфортного расположения в руке.

IMG_2540 copy.jpg
 
На лицевой панели расположены основные кнопки, «вперед», «назад» и «пуск/стоп».  На левом боку две кнопки, Power и Hold. Hold ползункового типа – наиболее удобного в повседневном использовании.

IMG_2541 copy.jpg
 
В нижней части расположен выход для наушников, линейный выход и регулятор коэф. усиления. Гнезда формата 3,5 мм.

IMG_0438 copy.jpg
 
Переключатель аналоговый, шаг регулировки равен Lo->Mid=3.2 дБ, Mid->Hi=2.6 дБ, по результатам измерений.

IMG_2542 copy.jpg
 
В верхней части есть USB вход, слот для карты памяти и цифровой выход SPDIF.

IMG_0436 copy.jpg
 
Плеер по умолчанию поддерживает карты памяти до 2 Тб. Это хороший задел на будущее.

IMG_0452 copy.jpg
 
Помимо карт формата microSD, DX 90 поддерживает и обычные USB флешки через соответствующий переходник, который в комплекте не идет (хотя в комплектации у FiiO X5 он есть). 

IMG_2546 copy.jpg
 
Под задней крышкой расположена сменная батарея, которая точно такая же, как у Samsung I9300. Кому мало времени работы плеера, может спокойно купить дополнительную батарею.

screen.png
 
Логика меню полностью повторяет DX 50, русификация в меню есть и она вполне внятная. Картинки и графика улучшены в сравнении с DX 50.

IMG_2547 copy.jpg
 
Внешне DX 50 и DX 90 мало отличаются. Габариты полностью одинаковы.

IMG_2549 copy.jpg
 
Разъемы у DX 90 с более толстой металлической окантовкой.
 
IMG_2548 copy.jpg

Основные различия внутри.
 
shema.png

DX 50 использует в качестве цифро-аналогового прeобразователя микросхему WM8740, которая широко использовалась и используется в портативных ЦАП у iBasso и FiiO. Эту микросхему использует FiiO X3, QLS 350, Astel&Kern AK100 и AK120, HiFiMan HM 802. В зависимости от реализации звучание разнится в разных плеерах. Хотя ЦАП относится к классу топовых и обладает отличными характеристиками, но среди остальных топовых ЦАП он воспринимается как начальный. Так как продажами правит реклама с маркетингом, WM8740 стал идеальным кандидатом в виде топового ЦАП в недорогих продуктах. Однако, как только он стал в таких устройствах более широко распространен, маркетинг потребовал большего и в недорогие продукты начали ставить топовые и уже «уважаемые» ЦАП. В целом, ситуация повторяет историю со звуковыми картами, когда производители постепенно в конкурентной борьбе стали применять топовые комплектующие, которые до этого встречались только в дорогих продуктах.

В DX 90 поставили два ЦАП ES9018K2M. Это версия ЦАП является несколько упрощенной версией ES9018, которая в свою очередь имеет ряд характеристик, благодаря которым позиционируется как «лучший ЦАП на сегодняшний день». ES9018 восьмиканальный, а ES9018K2M двухканальный.
Зачем нужно огромное количество каналов для обычного стерео? Дело в том, что это один из вариантов повысить качество в виде увеличения уровня сигнал/шум, либо достижением меньших погрешностей в построении волны (и соответственно получить меньше различных искажений).

Когда один канал воспроизводят сразу несколько выходов ЦАП, то при сложении можно нарастить уровень полезного сигнала, при неизменном основном фоновом шуме.  Это позволяет сделать высокий параметр сигнал/шум, но при большом усердии получить высокий уровень искажений, из-за высокого размаха сигнала. По этой причине погоня за высоким отношением сигнал/шум должна быть разумной. Как показывает практика, высокий уровень сигнал шум не нужен для систем с акустическими системами, но важен для систем с наушниками, которые обладают большей чувствительностью. Для плееров соотношение сигнал шум при подключении внутриканальных наушников должно быть не ниже 100-110 дБ.

Любой ЦАП обладает определенными погрешностями при построении волны, и если сложить сигнал от нескольких ЦАП, то можно получить усреднение погрешностей и тем самым получить более высокое качество.

Для получения более высоких параметров принято делать моно включение ЦАП-ов, когда стерео ЦАП воспроизводит один канал с двух выходов. В этом случае сигнал/шум потенциально улучшается на 6 дБ. Насколько снижаются искажения, точных данных нет, но субъективно многие отмечают лучшее звучание такого решения. Такая схемотехника встречается у ASUS Essence One, Astel & Kern AK120/240, HiFiMan HM 901/802.

У iBasso DX100 используется восьмиканальный ES9018 и на каждый канал идет по четыре выхода с ЦАП, против DX90, у которого на каждый канал идет два выхода с каждого ES9018K2M. Два ES9018K2M против одного ES9018 выглядят слабее и хорошо вписываются в меньшую цену DX90 против DX100, тем не менее, с позиции себестоимости ES9018 выглядит более привлекательно.
ES9018k2M был изначально сделан для мобильных устройств и соответственно он меньше потребляет энергии. ES9018 – это 100 мВт, а ES9018K2M – 40 мВт (два ES9018K2M – 80 мВт). Экономия не самая большая, но позволяет увеличить время работы плеера. Исходя из диаграмм, разница заключается не только в количестве каналов, но и блоках Hyperstream и Dynamic Matching (имеющих прямое отношение к качеству цифровой фильтрации), у  ES9018 используется повышение частоты восьмикратное, у ES9018K2M же всего двухкратное.

С позиции маркетинга использование двух ЦАП в моно включении выглядит более привлекательно, чем один ЦАП и возможно это дополнительная причина использования двух ES9018K2M, вместо одного ES9018. Два ES9018 явно вступает в конфликт с позиционированием DX90 и DX100.

По приведенной блок схеме DX50 использует ОУ без маркировки, что говорит о вероятном использовании ОУ среднего звена, а отсутствие маркировки как сокрытие или «позорных ОУ», или удачного сочетания, которое было бы сложно скопировать конкурентам, что с позиции звучания в своем классе DX 50 наиболее вероятно. В DX90 обвязка ЦАП сделана по аудиофильским канонам, с применением внешнего преобразования ток-напряжение через OPA 1602. C WM8740 так сделать нельзя из-за отсутствующих токовых выходов с микросхемы ЦАП. Еще одни различием является дополнительный буфер выхода для наушников на BUF634 (которые активно использует HiFiMan в своих усилителях для HM901/802) для большей выходной мощности с низким уровнем искажений.

Комплектация

 
IMG_2551 copy.jpg

В комплектации к плееру прилагаются две защитные пленки для экрана, силиконовый чехол, кабель переходник для цифрового выхода и специальный кабель для прогрева плеера.

IMG_2623 copy.jpg
 
Переходник для вывода цифры не слишком удачный. Возможно в Китае настолько тесно, что Hi-Fi системы не больше портативных колонок и усилителей со спичесный коробок, но в остальном мире Hi-Fi системы гораздо крупнее и таким коротким кабелем подключить плеер нереально. Использовать удлинитель рядовому покупателю будет сложно, т.к. разъемы у стандартных AV кабелей с разъемом RCA всегда «папа». Соединить двух «пап» от кабеля удлинителя и переходника не получится и разумнее было бы видеть передник с разъемом «мама». Впрочем, если не боятся джиттера, то кабели mini Jack – 2xRCA обычно стоят копейки во множестве магазинов с электроникой.

IMG_2553 copy.jpg
 
Силиконовый чехол на плеере смотрится очень органично и практически не увеличивает габариты плеера.
 
IMG_2558 copy.jpg

Специальный кабель для прогрева – это интересное новшество, ранее с плеерами не встречавшееся.

IMG_2557 copy.jpg
 
Кабель подключается к плееру в первые часы его работы. Инструкция простая – включить музыку, подключить прогревочный кабель и спустя 400 часов можно подключать наушники. Формально, плеер, как и наушники, требует «прогрева» в течение некоторого времени, где конденсаторы, резисторы и т.п. выходят на свои паспортные номиналы. Обычно наушники или плеер спустя какое-то время меняют свое звучание в лучшую сторону, однако насколько и в течение какого времени, точных данных нет, т.к. слух тоже адаптируется и порой адаптация слуха происходит быстрее. Сравнивать же два экземпляра, прогретый и не прогретый у большинства возможности нет. Относительно определенных моделей существует мнение, что прогрев ничего не дает, относительно других идут споры, сколько надо прогревать: часов, дней, месяцев или лет.

bern.png
 
В конце кабеля, исходя из результатов измерений, в прогревочный кабель установлено два резистора по 32 Ом.

IMG_2556 copy.jpg
 

iBasso DX 90 vs FiiO X5

IMG_2560 copy.jpg

Если оценивать габариты, то лидирует DX 90 как более компактный. За счет меньших габаритов DX 90 определенно удобнее.

IMG_2562 copy.jpg
 
Управление кнопок у FiiO X5 сначала вызывает игру в «угадайку» по функциональности, но после все запоминается и неудобств никаких нет. Колесо у X5 работает отлично, удобно и легко крутится (лучше, чем у HM901/802). С помощью колеса удобно путешествовать по списку треков. DX 90 в противовес располагает сенсорным экраном, что делает его более удобным в режиме проигрывания трека, за счет возможности через сенсорный экран менять время воспроизведения (актуально для треков большой длительности без разбивки через CUE).

IMG_2561 copy.jpg
 
У FiiO X5 два слота под microSD, в то время как у DX 90 один. Возможность подключения внешних USB накопителей есть у обоих.

IMG_2559 copy.jpg
 
Такое ощущение, что FiiO первыми догадались делать силиконовые чехлы, еще для X3 и iBasso, конкурируя в первую очередь с FiiO так же не отстает, сменив тканевый чехол на силиконовый. Если прозрачно-белый силиконовый чехол с X3 смотрелся довольно странно, то текущие расцветки из черного непрозрачного силикона смотрятся отлично.
 

Звучание DX 90

IMG_2564 copy.jpg

Для оценки звучания DX 90 с X5 были взяты DX50 (ценовой категории ниже) и HiFiMan HM901 (ценовой категории выше).

IMG_2566 copy.jpg
 
В целом качество звучания у DX 90 высокое, вместе с высоким запасом по уровню громкости.

IMG_2568 copy.jpg
 
Разницу в звучании между X5 и DX90 можно охарактеризовать следующим образом. X5 более объемный в области средних частот, возможно из-за особенностей звучания PCM 1792a, которое отмечалось в продуктах ASUS ST/STX/One Creative ZxR на семействе ЦАП  PCM 179X. Высокие частоты у X5 более резкие из-за искажений, чем у DX 90. У DX90 объем передается преимущественно через высокие частоты, которые более чистые. X5 возможно будет более предпочтителен для композиций с невысокой насыщенностью высокочастотного диапазона, например сольные альбомы с клавишными или струнными инструментами, вокалом с минимальным количеством шипящих инструментов в аранжировке. Для остальных жанров больше подходит DX90.

IMG_2567 copy.jpg
 
За счет менее резких высоких частот, к DX90 проще подобрать наушники.  Для DX 90 нет ни самых лучших, ни самых проблемных, со всеми играет одинаково хорошо.

IMG_2565 copy.jpg
 
С высокочувствительными кастомами Puretone Classic 3, кастомизированными Westone UM3x и Creative InEar 3 не заметно никакого фона у DX 90 в паузах, который присутствует у DX 50.

IMG_0443 copy.jpg
 
Благодаря мощному выходу DX 90 отлично справляется с полноразмерными наушниками.

IMG_0446 copy.jpg
 
Если сравнивать DX 90 и X5 с DX 50, то DX 50 ощутимо отстает, демонстрируя более резкое звучание и меньшую максимальную громкость.

IMG_0445 copy.jpg
 
В сравнении с HM 901 и HM 802 ситуация иная, если использовать стандартный базовый модуль усиления Standart Card, то по резкости в сторону уменьшения плееры выстраиваются: X5, HM 901/802, DX 90. Т.е. по качеству DX 90 обходит даже более дорогой продукт. Но если в HM 901/802 поставить IEM Card, miniBox или Balanced Card, то HM901/802 существенно отрывается вперед от DX 90. Из этого можно сделать два вывода, с одной стороны у DX 90 очень приличный уровень звучания, а с другой, при покупке HM901/802 не стоит экономить на модуле усиления и сразу брать качественный.

IMG_0441 copy.jpg
 
Для оценки перегрузочной способности были взяты одни из самых «тугих» и требующих высокой отдачи тока из-за сопротивления в 8 Ом – Амфитон ТДС -7. DX 50 уже на средней громкости уходит в режим перегрузки. X5 и DX 90 развивают достаточную громкость без искажений, но при этом запас по мощности у DX 90 выше, т.к. X5 начинает захлебываться на максимальной громкости.

IMG_0448 copy.jpg
 
Высокоомные наушники в виде AKG K 340 раскачиваются без проблем как DX 90, так и X5.

Технические измерения

fr-rz.png

АЧХ не имеет каких-либо отклонений, а выходное полное сопротивление усилителя можно отнести к нулевому. Это значит, что конечная АЧХ плеер + наушников не зависят от кривой импеданса усилителя DX 90.
 
jitter.png

Спектры на разных тестовых сигнала демонстрируют небольшой низкочастотный джиттер. По измерениям через RMAA с помощью E-MU1616m уровень сигнал/шум на линейном выходе составил 117.6 дБ,  - это очень высокий результат для портативного плеера. У FiiO X5 результат несколько ниже - 114.8 дБ и является тоже очень высоким для данного класса продукта.
 
0.png

У FiiO X5 нет заметного джиттера, но в противовес есть проблема с цифровым фильтром или обвязкой при воспроизведении сигналов с уровнем 0 dBFS. На однотональном сигнале 1 кГц проблема не видна, а в технических характеристиках обычно приводят уровень искажений для амплитуд -1 или -3 dBFS.

0im.png
 
Двухтональный сигнал SMPTE под 0 dBFS приводит к клиппингу сигнала. Это потенциально может служить источником резкого звучания.

0im2.png
 
На двутональном CCIF проблема у X5 еще заметнее, в то время как у DX 90 никаких проблем нет.

Вывод

IMG_0439 copy.jpg

iBasso DX90 получился реально улучшенной версией своего предшественника DX 50. Качество звучания получилось достаточно близким к «крупногабаритному топу», а мощности хватает и для высокоомных наушников.
 
IMG_2555 copy.jpg

В прямом сравнении с FiiO X5, по совокупности параметров iBasso получает преимущество, хотя будут и те, кто под определенные жанры предпочтет X5.


Автор: (PAExpert) Эксперт Personalaudio.ru
30.04.2014


Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter. Это не требует регистрации. Спасибо.

Поделитесь в социальных сетях




Еще интересное для чтения

Комментарии и отзывы (11)


Страницы: 1 2 След.
Мне нравится0
Паша&Саша Паша&Саша
Спасибо за обзор, очень информативный. Сам обладатель ibasso dx-50 (в основном доволен, но хочется еще лучше)
Еще интересует Плеер Hidizs AP100, может сделаете обзор?
Мне нравится0
Shock
а под какие жанры, по вашему мнению, подходит FIIO x5?
Мне нравится0
dIM Евдокимов
Если предположить, DX90 может быть по звуку на уровне Xonar STX, сможет ли заменить ?
Мне нравится0
romanrex
Пока на руках Hidizs нет.

FiiO X5  - все хорошо, где нет насыщенных высоких частот, или если наушники давят высокие.

С STX надо сравнивать отдельно, но шансы невелики, что DX 90 сможет заменить.
Мне нравится0
Veaceslav Furculita
Воспроизводит ли плеер музыку при подзарядке?
Мне нравится0
romanrex
да, воспроизводит
Мне нравится0
Veaceslav Furculita
Каким образом к плееру лучше подключать портативный усилитель?
Мне нравится0
romanrex
Лучше всего к линейному выходу
Мне нравится0
Андрей Васильич
Добрый День, как DX90 в сравнении с IHIFI 960 и IHIFI 960 pro ? У кого лучше качество звука , детализация?
Мне нравится0
Александр
Добрый день! Есть наушники Sennheiser HD558 и  IE60. Подскажите, пожалуйста, с каким из сравниваемых выше плееров они сыграются лучше?
Страницы: 1 2 След.

Возврат к списку >>>





Система Orphus

Яндекс.Метрика