How to Listen: как критически оценивать качество звука от аудиоаппаратуры

       

How to Listen: как критически оценивать качество звука от аудиоаппаратуры Материал подготовлен на основе перевода описания программы из блога Шон И. Олива от Harman

1.jpg
Обучение в комнате для прослушивания Harman International с использованием оригинальной версии обучающей программы "How to Listen".

Микшируете ли вы живой и записанный звук, разрабатываете или калибруете акустические системы, или просто покупаете себе новую систему, прежде всего в голове встает вопрос "Насколько хорош звук?". Так или иначе, большинство людей могут высказать свое мнение об общем качестве звучания записи или ее воспроизведении. Тем не менее, зачастую не хватает опыта, знаний и необходимого словарного запаса, чтобы описать, что конкретно нравится, а что нет. Увы, но в аудиоиндустрии нет общепринятой стандартной терминологии, которая позволила бы музыкантам, звукооператорам и аудиофилам четко и однозначно обсуждать качество звука. В университетах, на факультетах, где изучают звук, очень редко проводят занятия по критическому прослушиванию, тем более такие уроки не доступны для широких масс. Иными словами, нам очень нужен содержательный курс, который будет учить всех желающих критически оценивать качество звука.

Научный подход к обучению качества звучания наушников


Зная о такой необходимости, Шон И. Олив разработал самообучающий курс критического прослушивания и назвал его "Как слушать". Цель занятия – научить студентов оценивать качество звука, используя образы, уже давно устоявшиеся в области акустики. Обучение и демонстрация этих аспектов качества звука проходит в заданном порядке с обработкой записанного звука в реальном времени. В этом есть два преимущества. Во-первых, частотность каждого атрибута можно настроить в соответствии с навыками и производительностью ученика. Во-вторых, тесно связывая физические свойства входных сигналов с их восприятием и оценкой (наука, известная как психоакустика), в обучение закладывается теоретическая база. Например, обучающие данные могут использоваться для лучшего понимания того, как мы воспринимаем качество звука, какие физические аспекты звука играют большую роль в качестве, и, возможно, как определить важные атрибуты, лежащие в основе качества звука, которые влияют на наши предпочтения. Критическое прослушивание – это наука, а не черная магия, как многие его воспринимают.

6.png

На курсе "Как слушать" также затрагиваются темы по основам звукового восприятия человека, исследованиям переменных величин, которые оказывают большое влияние на качество записанного и воспроизведенного звука (например, акустические системы, комнаты, записи, микрофоны), и дается краткая инструкция о том, как проводить тест на прослушивание, который даст точные, надежные и достоверные результаты.

Но прежде, чем двигаться дальше, нужно понимать, что для обучения должны быть веские основания, поскольку оно требует немало времени и денег. Также встает вопрос внешней общезначимости. Могут ли предпочтения о качестве звука обученных людей распространяться на предпочтения обычных слушателей, и верны ли они для разных культур?

Зачем учить определять качество наушников и колонок?


Обучение необходимо по нескольким очевидным причинам. Во-первых, обученные слушатели дают более объективное и надежное суждение о качестве звучания, чем необученные. Для получения статистической достоверности одинакового уровня требуется меньше слушателей, что в итоге экономит и время и деньги. Например, 15 обученных людей могут оценить качество звука с надежной статистической достоверностью за менее чем 8 часов. Чтобы достичь таких же результатов в группе необученных слушателей, потребуется в десять раз больше людей и в десять раз больше дней для завершения тестирования, кроме того придется заплатить в десять раз больше самим слушателям и персоналу, проводящему тестирование. Если исследование проводится независимой исследовательской компанией, и в нем участвуют 200-300 необученных слушателей, то расходы могут легко превысить $100000.

8.png

Вторая причина, почему обучать людей необходимо, в том, что они могут четко сказать, что им нравится, и что не нравится в качестве звука, используя однозначные и понятные термины. Их отчет может стать очень важным руководством для модернизации конструкции устройства и достижения оптимального качества звука.

Помимо обучения тех, кто будет тестировать устройство, есть также смысл обучать и продавцов аудиопродукции, чтобы они могли давать свою оценку качеству звучания. В результате обучения они смогут обсуждать качества звука со звукооператорами и покупателями. Поскольку аудиокомпании расширяют свои продажи и операции в Китае, Индии и других развивающихся странах, растет необходимость в разработке общего межкультурного понимания того, какой звук хороший, а какой абсолютно неприемлем.

Предвзятое ли у слушателей мнение после обучения?


Важный вопрос заключается в том, начинают ли слушатели после обучения предвзято относиться к качеству звука. Если предпочтения обученного слушателя отличаются от предпочтений целевой аудитории, то есть риск того, что продукт не будет принят на рынке. Тогда встает традиционный вопрос: "Мнение о качестве звука – это дело вкуса – как в еде, вине и музыке – или оно универсально?".
 
Для изучения этого вопроса Шон И. Олив сравнил результаты теста и предпочтения обученных и необученных слушателей, которые тестировали акустические системы. Более 300 необученных слушателей в течение 1,5 лет сравнивали четыре разных акустических системы в контролируемых условиях прослушивания двойным слепым методом. Их мнения сравнили с мнениями людей, обученных в Harman.

222.png

На рисунке расположение АС по предпочтениям и 95% интервалы доверия для четырех громкоговорителей, которые оценивались в ходе двойного слепого тестирования с контролируемыми условиями. Результаты разных групп необученных слушателей сравниваются с результатами 12 слушателей, прошедших обучение в Harman.

Результаты, которые вы видите на рисунке, показывают, что мнения как обученных, так и необученных слушателей оказались одинаковыми. Однако ответы и отчеты слушателей отличаются кардинально. Прежде всего, обученные слушатели в целом оценивали колонки ниже. Во-вторых, обученные слушатели отличались от необученных тем, что располагали колонки по предпочтениям более объективно и последовательно.


Относительные результаты обученных и необученных слушателей


Общепринятым показателем работы, используемым для цифрового выражения объективной и последовательной оценки слушателями качества звука, является F-статистика. Данный расчет был произведен путем вариационного анализа главной переменной, которая тестировалась. В обозначенном выше исследовании показатели работы обученных и необученных слушателей сравнивались путем расчета F-статистики колонки для каждого слушателя.
 
223.png

Результаты разных групп необученных слушателей в сравнении с результатами слушателей, прошедших обучение в Harman. Показатели работы основаны на средней F-статистике группы, которая представляет собой их способность давать объективные и последовательные оценки.

Относительные показатели работы разных групп необученных слушателей на основе их средней F-статистики сравниваются с F-статистикой обученных слушателей. Относительные показатели необученных групп: розничные продавцы аудиопродукции (35%), авторы обзоров аудиоустройств (20%), торговый персонал аудиомагазина (10%) и студенты колледжа (4%). Низкие показатели студентов объясняются тем, что всем четырем АС они давали очень похожие и высокие оценки. Также это можно объяснить тем, что уровень качества звука, с которым они сталкиваются в повседневной жизни – сжатая музыка в формате MP3, которая слушается через наушники – значительно ниже, представленного в тестировании. Хорошая новость в том, что, кажется, студенты должным образом оценили высококачественных звук, если верить их высоким оценкам. Остается надеется, что со временем им захочется приобрести более качественную аудиосистему.


Отличаются ли предпочтения относительно качества звука в разных культурах?


Одним из старейших предметов спора в мире звука является понятие разных культур, т.е. есть предположение, что в разных географических регионах к качеству звука относятся по-разному. Например, часто говорят, что японцы предпочитают одни колонки, а американцы другие в силу отличий в языке, музыке, культурных традициях и нормах поведения, а также акустических свойств помещений. До настоящего времени исследований на эту тему практически не проводилось. Изучив некоторые предварительные исследования, Шон И. Олив не нашел каких-либо существенных отличий в предпочтениях по качеству звука домашних и автомобильных АС между китайцами, японцами и американцами.

How to Listen: Новое ПО, которое научит слушать


Исследования показали, что качество звука определяется следующими категориями атрибутов: тембральный, пространственный, динамический или сопутствующее нелинейное искажение. Эти четыре атрибута делятся на дополнительные податрибуты, которые описывают более конкретные акустические характеристики атрибута. Например, Яркое-Тусклое или Полное-Тонкое звучание являются тембральными податрибутами, которые относятся к относительным предыскажениям и коррекции высоких и низких частот соответственно. Пространственные податрибуты имеют дело с положением и шириной акустических образов, а также ощущением пространственности и окружения. Податрибуты искажения включают в себя шум, жужжание, акустические ограничения и искажения, свойственные тестируемым аудиоустройствам.


224.png

Spectral – Спектральный
Spatial - Пространственный
Distortion – Искажение
Dynamics – Динамика

Band ID – Идентификация полосы
Spectral Plot – Спектральный график
Spatial Mapping – Пространственное распределение
Attribute Rating – Атрибуты
Bright-Dull – Яркое-тусклое
Full-Thin – Полное-тонкое
Coloration – Окрашивание
Clipping – Ограничение
Noise-Hum – Шум-жужжание
Codec Distortion – Искажение кодека
Left-Right Bias – Левое-правое смещение
Front-Rear Bias – Переднее-заднее смещение
Image Stability – Образная стабильность
Listener Envelopment – Окружение слушателя
Image Width – Ширина образов
Reverberation - Реверберация
Dynamic Compression – Динамическая компрессия

Preference Rating – Рейтинг предпочтений

Семнадцать уроков, каждый из которых сконцентрирован на одном или нескольких атрибутах качества звучания: спектр (тембр), пространственность, искажение и динамика.

18.png

Цель программы "How to Listen" – научить слушателей оценивать качество звучания на основе этих четырех атрибутов и их податрибутов. Во время прослушивания, в запись вставляется один или несколько атрибутов. Задача слушателя – распознать и сообщить об изменениях, используя при этом соответствующие термины и величины. Аналогом этой программы можно назвать Wine Aroma Wheel, где дегустаторов вин обучают различать насыщенность тех или иных ароматов, присутствующих в вине.

1.png

Для облегчения процесса обучения инженерами компании Harman Шоном Хессом (Sean Hess) и Эриком Ху (Eric Hu) была разработана компьютерная программа "How to Listen".

Программа работает как на Mac, так и на ПК, и проигрывает стерео и многоканальные аудиофайлы. Встроенная в приложение ЦОС позволяет управлять атрибутами качества звучания в реальном времени в соответствии с ответами и показателями работы слушателей.

17.png

Владельцам MAC и пользователям Win XP с хорошими звуковыми картами беспокоится не о чем, а вот для пользователей Vista и Windows 7 задача усложняется, т.к.  How to Listen не имеет поддержки ASIO или вывода через Wasapi. Соответственно весь звук будет подвергаться дополнительным искажениям от микшера Windows.

3.png

В последней версии программы есть пять типов обучающих заданий, которые сфокусированы на одном или нескольких атрибутах:

1.    Идентификация полосы
2.    Спектральный график
3.    Пространственное распределение
4.    Тест на атрибуты
5.    Тест на предпочтения

"Идентификация полосы" учит слушателей определять спектральные искажения на основе их частотности, уровня и добротности, используя комбинации пиков/провалов и фильтров верхних/нижних частот. В каждом уроке слушатель сравнивает неоткорректированную версию трека (FLAT) и версию, исправленную с помощью одного из фильтров, отображенных на экране. Слушатель должен выбрать фильтр (Фильтр 1 или 2), который, как он считает, использовался для коррекции трека.

 2.png

Скриншот задания "Идентификация полосы" в программе "How to Listen" от компании Harman. Слушатель сравнивает неоткорректированную "Flat" и откорректированную (EQ) версию и должен выбрать выравнивающий фильтр, который применялся в этом треке.

Сложность каждого задания автоматически повышается или понижается в зависимости от показателей работы слушателя. Слушатель  незамедлительно получает комментарий по каждому ответу. При неправильном ответе он может опять выбрать любой из предложенных вариантов ответов.

13.png

В уроке Спектральный график слушателю предлагается сравнить несколько музыкальных программ, которые были откорректированы разными способами. Слушатель должен выбрать кривую выравнивания, которая лучше всего подходит к предложенному качеству звука. Этот урок учит слушателей вести себя как человеческий анализатор гармоник. После окончания всего курса обучения слушатель сможет самостоятельно нарисовать график АЧХ своей аудиосистемы, основываясь на ее звучании.

14.png

В уроке "Пространственное распределение" от слушателя требуется графически указать на двухмерной карте, где в пространстве прослушивания появляется звук. В уроке "Атрибуты" слушатель должен в правильном порядке расположить два или более звуков на заданной шкале атрибутов, основываясь на частотности атрибута (например, яркое-тусклое).
В уроке "Предпочтения"  слушатель должен на свое усмотрение распределить музыку по качеству звучания с одним или несколькими измененными атрибутами. Производительность слушателя высчитывается на основе вторичного статистического теста, в котором определяется объективность и надежность оценок по предпочтениям, выставленных слушателем. Все задания в целом учат слушателя критически оценивать любое качество звука, с которым они могут столкнуться, слушая записанное и воспроизведенное звучание.

Заключение по самоучителю качества звучания How to Listen

10.png
Оценка качества звука, как и прежде, остается очень трудной задачей в аудиоиндустрии. Хорошая информированность, лучшее понимание и умение отличать звучание по его качеству может быть возможным, если будет метод, который научит слушателей оценивать качество воспроизводимого звука и рассказывать о том, что они услышали, используя однозначную и понятную терминологию. "Как слушать" – это обучающий курс, который поможет достичь этих целей. Слушателей учат определять и оценивать акустические изменения по различным образам восприятия качества звука, к которому относятся спектральные, пространственные, динамические характеристики и искажения записанной музыки. Показатели производительности, основанные на объективности, точности и надежности ответов слушателя, определяют, соответствует ли слушатель критерию "обученного" слушателя. Вопрос о том, обладает ли слушатель отличным слухом или нет, больше не является предметом догадок и споров, потому что правильный ответ даст "How to Listen".

Скачать бесплатный самоучитель можно здесь http://harmanhowtolisten.blogspot.com/


Автор: 
14.10.2012


Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter. Это не требует регистрации. Спасибо.

Поделитесь в социальных сетях




Еще интересное для чтения

Комментарии и отзывы (2)


Мне нравится0
Сергей
Прикольная программа, но вот за пару часов кажется все четко слышать не научишься. Спасибо за ее обзор!
Мне нравится0
romanrex
Пары часов точно не хватит smile:) Наверно только звукорежиссерам и музыкантам окажется легко, которые давно работают с различными эффектами smile:)

Возврат к списку >>>





Система Orphus

Яндекс.Метрика