Audigy 5/Rx

       

Audigy 5/Rx Audigy 5 представляет собой карту для караоке, однако это мало интересует поклонников Creative на нашем рынке и пятая версия на условно устаревшем DSP набирает популярность там, где ее сложно было ожидать.

IMG_9860 copy.jpg

На азиатском рынке карта предназначена для караоке, благодаря чему есть два раздельных входа под микрофон, специальное ПО и настройки для возможности петь караоке группой по интернету. Карта является более продвинутой версией аналогичного продукта от ASUS D-Kara.

IMG_9854 copy.jpg
Крупное фото >>

Audigy 5 – это ремейк Audigy 2 Value и Audigy 4 и выглядит довольно привлекательно на фоне последних карт без «мощного DSP». В эволюционной цепочке после семейства Audigy появился более мощный и функциональный процессор X-Fi, а после "случилась беда", новые ОС Windows перестали поддерживать аппаратное ускорение звука. Кто в этом виноват, есть множество мнений. Кто-то считает, что Microsoft было до лампочки потребности геймеров, кто-то считает, что Creative не особо старались сделать нормальную поддержку для разработчиков игр и не приложили должных усилий в дипломатии с Microsoft. Кто-то считает, что Creative убили себя сами, став монополистами и расслабились без конкурентной борьбы. Так или иначе, ситуация изменилась и следующее поколение вышло на новых микросхемах Recon3D, без аппаратной поддержки 3D звука. Усугубил ситуацию и первоначальный отказ от использования отдельных микросхем ЦАП и АЦП в первом поколении карт на Recon3D. Карты для многих стали совершенно непонятными и уступающими перед картами от ASUS.

IMG_9853 copy.jpg
Крупное фото >>

Впрочем, пользователями карт Creative были в основном геймеры продвинутых 3D игр, а новые карты были ориентированы на социальные игры и соответственно на совсем другую категорию геймеров, которые играют в «зомби-фермы» и подобные игры в Facebook и вконтакте. Компания по большому счету просто напросто стала завоевывать новый рынок, посчитав, что у новых продуктов достаточно возможностей и для старого. Формально – так и есть, ведь трехмерный аппаратный звук умер и новых игр с соответствующей поддержкой не появилось. Но и большого желания у потребителей покупать «упрощенные варианты» тоже не возникло, тем более, что фишки под социальные игры, совсем не показались нужными и важными для 3D геймеров. Новые карты стали геймерско-социальными и просто развлекательными для YouTube. Выход линейки карт Soundblaster Z больше дает возможность купить звуковую карту с хорошей аудио-начинкой. Если пользователь не сидит постоянно в интернет и не просматривает YouTube и не записывается под него, то функции Recon3D не сильно востребованы.

IMG_9856 copy.jpg
Крупное фото >>


И вот появляются Audigy 5/Rx и Fx. Первая содержит на борту могучий DSP позапрошлого поколения, а вторая является просто добротным продуктом.

IMG_9855 copy.jpg
Крупное фото >>

Казалось бы, кому будут интересны эти карты? Однако реакция в интернет показала достаточно яркий интерес к карте с аппаратным DSP.

Это типично для нашего покупателя не искать легких путей и делать один из поступков:
  • Использовать для Hi-Fi системы профессиональную карту с запутанным микшером вроде E-MU1212m, или сугубо профильные решения для работы с видео вроде RME, а потом якобы уменьшать джиттер с помощью внешнего мастерклока.
  • Вместо условно простых шагов для гальванической развязки или уменьшения земляных петель, использовать внешние ЦАП с внешним питанием с подключением по USB и верить, что все проблемы решились сами по себе.
  • В обязательном порядке не ставить в компьютер массовую карту и не быть как все.
  • Карта для караоке – вполне достойный путь по преодолению препятствий.
С другой стороны, на отечественном рынке сейчас присутствует так мало решений (в широкой сети), что хоть какое-то разнообразие уже стимулирует спрос.

Если бы несколько лет назад появилась Audigy 5/Rx, то ее судьба была бы аналогична Razer Barracuda из-за наличия на рынке более совершенных и доступных решений. Razer Barraccuda не могла полноценно соперничать с картами X-Fi, а Rx остался бы в тени таких карт, как M-Audio Revolution 5.1, Terrarec Aureon Space и разумеется X-Fi с поддержкой 44.1 кГц. С уходом X-Fi на рынке звуковых карт производителей полупрофессиональных решений потеснил ASUS с картами, подобными Razer Barraccuda и сейчас в аналогичном ценовом диапазоне есть только ASUS D/DX. Дороже примерно на одну треть есть более совершенные Soundblaster Z и ASUS D2/D2X и Phoebus на качественных ЦАП с более совершенной обвязкой.

Рынок внутренних звуковых карт в нашей стране больше похож на медленный регресс, где многие новые решения являются упрощением прошлых продуктов при низкой конкуренции. Возможно, это следствие смещения акцентов в сторону внешних звуковых карт при росте потребителей ноутбуков, которым внутренняя звуковая карта с одной стороны не нужна, а с другой стороны неясные перспективы в эргономике устройства при мобильном использовании.

На момент тестирования Audigy 5/Rx не было ASUS D/DX, самого прямого конкурента, но в противовес были Audigy 2 Value, X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty Pro (по сути базовая версия X-Fi с позиции звучания), Soundblaster Z и ASUS Xonar Essence STX.

Начинка Audigy 2 Value, X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty Pro и Audigy 5/Rx


Посмотрим на карту внимательно и заодно сравним с Audigy2 Value и X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty, использующих схожую начинку.

IMG_9816 копия.jpg
Крупное фото >>

DSP

IMG_1947 copy.jpg

Creative Audigy2 Value

IMG_0024 copy.jpg

DSP Creative X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty

IMG_9819 копия.jpg

IMG_9821 копия.JPG

Audigy 5/Rx

Основные отличия CA10300 от предыдущих версий – новые технологии производства, микросхема не содержит свинца. По функциональности - аналогична своим предшественникам. Т.к. Audigy 5/Rx использует PCIe разъем, а E-DSP поддерживает только PCI, то используется мост PLX, точно такой же как и у ASUS Essence STX (в ранних версиях).

ЦАП

IMG_9834 копия.jpg

Creative Audigy2 Value

IMG_9839 копия.JPG

Creative X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty

IMG_9822 копия.JPG

Audigy 5/Rx

Микросхема ЦАП – CS4382, вполне неплохой ЦАП.
  • Динамический диапазон / сигнал шум: 114 дБ
  • КНИ+шум: -100 дБ (0.001%)
Характеристики не рекордные для сегодняшнего дня, но вполне хорошие для звуковой карты средней стоимости. Здесь надо напомнить, что ЦАП аналогичного уровня, тот же WM8770 или AK4358 в конкурирующих картах с чуть менее хорошими характеристиками обеспечивали лучший результат за счет прямой поддержки режима 44.1 кГц, которой не было у Audigy 2.

Обвязка ЦАП

IMG_9833 копия.jpg

Creative Audigy2 Value

IMG_9838 копия.jpg

Creative X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty

IMG_9827 копия.jpg

Audigy 5/Rx

Расположение деталей у Audigy 5/Rx практически идентично A 2value, в то время как у X-Fi все более компактно. ОУ – 4558, часто подлежащий замене со стороны мастеров паяльника.

Усилитель для наушников

IMG_9832 копия.jpg

Creative Audigy2 Value

IMG_9841 копия.JPG

Creative X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty

IMG_9825 копия.JPG

Audigy 5/Rx

У Creative Audigy2 Value и Creative X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty используется JRC 4556A, но в Audigy 5/Rx применен MAX97220A, который используется в Sound Blaster Z, Zx и Omni. Компания делает особый упор на совместимость усилителя с наушниками с сопротивлением в 600 Ом. На практике совместимость с высокоомной нагрузкой выражается лишь в максимальном выходном напряжении, что напрямую связано с итоговой громкостью, которую развивают высокоомные наушники. Если есть рекомендация в 600 Ом, то это значит, что на выходе высокое напряжение и высокоомные наушники громко играют. А вот численного значения, которое бы определяло эти границы «громкости» – нет.

В технических характеристиках указано, что при питании в 5 В будет максиму в 3 В rms на высокоомной нагрузке, а при питании 3,3 В – 2 В rms. Audigy 5/Rx на выходе 2В. Большинство дискретных звуковых карт обеспечивают около 2 В на выходе и они все также условно совместимы с нагрузкой в 600 Ом.

Другое дело, это качество звучания на той же громкости, которое у всех разное. Здесь у Audigy 5/Rx используется новая и довольно хорошая микросхема, изначально предназначенная для работы с наушниками.

Запись и внутренняя коммутация

IMG_9836 копия.JPG

IMG_9835 копия.jpg

Creative Audigy2 Value

IMG_9840 копия.jpg

Creative X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty

IMG_9820 копия.jpg

IMG_9829 копия.JPG

Audigy 5/Rx

На «старых картах» было много линейных входов под CD, AUX от тюнера, TAD (магнитофонов) и прочих устройств с аудио выходом. Большинство хороших АЦП не содержали селектора и микшера для нескольких входов. В Audigy2 Value использовалась связка из кодека Sigmatel STAC 9750 в режиме селектора и микшера входных каналов и АЦП Philips 1361T. Эта схема перекочевала и в Audigy 5/Rx, но производитель 1361T стал NXP (который был основан компанией Philips). Таким образом, перед нами не продукт по принципу «выпуск из-за завалявшихся деталей», а просто повторение того, что было.
  • Сигнал/шум: 100 дБ
  • КНИ+шум: -84~88 дБ (0.006~0.004%)
У линейки X-Fi использовался WM8775 с немного лучшими характеристиками и встроенным селектором входов, из-за чего надобности в STAC 9750 уже не было
  • Сигнал/шум: 102 дБ
  • КНИ+шум: -90 дБ (0.003%)
Вероятно, с позиции разработки было проще поставить связку из STAC 9750 с 1361T, чтобы не перерабатывать дизайн платы под WM8775.

Питание

IMG_1950 copy.jpg

Creative Audigy2 Value

IMG_9842 копия.JPG

Creative X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty

IMG_9823 копия.JPG

Audigy 5/Rx

Система питания с каждым разом менялась и визуально с каждым разом становилась лучше. Более точно могут сказать профильные инженеры.

Клок

IMG_1945 copy.jpg

Creative Audigy2 Value

IMG_0026 copy.jpg

Creative X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty

IMG_9828 копия.jpg

Audigy 5/Rx

Все используют только один генератор с частотой, кратной 48 кГц. В старые добрые времена один генератор означал возможность работы только в частотах, кратных 48 кГц, с пересчетом 44.1 кГц в 48 кГц для файлов 44.1 кГц. Пересчет силами DSP (аппаратно) или драйвера (программно) обычно не отличался высоким качеством и более правильными были карты с двумя генераторами. Широкое распространение получили карты на семействе ENVY24.

Creative же в новом CA0108-IAT добавили возможность пропускать звуковой поток в 44.1 кГц, синтезируя частоту, но при этом без возможности использовать аппаратные эффекты. В первой линейке E-MU использовался DSP от Audigy1 и для работы эффектов в частотах 44.1 и 48 использовалось два генератора. Аналогично и со вторым поколением E-MU карт, использующих тот же DSP, что и в Audigy 2 Value.

В следующем поколении DSP X-Fi был значительно улучшен SRC. Позволяющий делать высококачественный пересчет до 128 звуковых потоков одновременно в 48 кГц для более высокого качества звучания в играх с аппаратной поддержкой ускорения. Для воспроизведения контента в 44.1 кГц оставлен режим Bit Accurate с отключением всех эффектов.

Синтез частоты в теории влияет на джиттер, который сказывается на искажениях на выходе ЦАП. Если синтез осуществляется не слишком хорошо, то можно наблюдать на разный уровень шумовой полки (при наличии сигнала) для режимов 44,1 кГц и 48 кГц. Это хорошо демонстрируют первые продукты ASUS на CMI Oxygen.

X-Fi за счет отдельного блока с достаточно качественным алгоритмом SRC практически никак не страдает от отсутствия 44.1 кГц в режимах без активации Bit Accurate в режиме пересчета 44,1 в 48. Наоборот, при работе в режиме апсеплинга, X-Fi схож с ESI Dr.Dac Prime с микросхемой SRC4382, Colorfly C4 Pro с CS8422 или ASUS Essence One с DSP ADSP-21261. При такой организации есть вероятность более качественно подавить алиасинг и тем самым получить более высокое качество.

Очень жаль, что в Creative слишком длинная бюрократическая цепочка между маркетологами и техническими специалистами, разрабатывающих продукт. Там, где другие компании внедряют интересные решения и показывают их под понятным углом покупателю, и обоснованно накручивают стоимость на продукт и хорошо его продают. Там, где Creative внедряет передовые технологии, зачастую самом интересном молчит, постепенно снижает цену и еще попутно получает поток помоев, что продукт недостаточно хороший.

Очень жаль, что аудиофильские решения у Creative являются не более чем вспомогательными – это не стимулирует преподносить свои полезные технологии в выгодном свете. Если, к примеру DSP X-Fi был бы поставлен в карту от ASUS, то наверняка бы мы увидели в панели управления крупную кнопку Upsampling for Super Sound и подробный мануал о том, как это полезно и круто. И двукратный ценник разумеется! И была бы толпа довольных пользователей.

Там, где Audigy2 Value и Audigy 5/Rx в 44.1 кГц демонстрируют более высокие искажения, в режиме Bit Accurate или аппаратном/системном ОС пересчете в 48 или 96 кГц, X-Fi же показывает более высокий результат за счет своего мощного SRC. С другой стороны, тесты показывают, что качество SRC у X-Fi все же ниже, чем у аппаратных микросхем SRC4382, CS8422 или ADSP-21261 упомянутых выше.

ПО и драйвер

Внешне драйвер очень сильно напоминает панель управления карт Recon3D.

1.png

В отличии от линейки Sound Blaster Z здесь нет синхронизированного регулятора громкости. Несколько странно выглядит отсутсвие раздельной регулировки громкости каждого из микрофонов как в фирменной панели, так и в панелях ОС. По идее, если используется два разных гнезда, то и микрофоны могут быть разные по чувствительности.

2.png

Опорную частоту можно выбирать в панели, но синхронизации с общими настройками не происходит.

3.png

Заветные настройки эффектов аппаратного DSP.

4.png

Пользователю предлагается выбирать среди заготовленных пресетов.

5.png

Варианты обработки голоса уступают по количеству картам линейки Recon3d и Z.

6.png

7.png

Заветные настройки ревера, которые обрабатываются через E-DSP.

8.png

9.png

В дополнительном окне можно настроить дополнительные настройки.

10.png

По большому счету, чтобы в них как следует разобраться, надо потратить немало времени.

11.png

При этом ярые поклонники карт времен Live! могут отметить, что настроек могло бы быть и больше. Впрочем, это было актуально во время стандартных банков MIDI формата.

12.png

Сегодня стандартное MIDI вытеснено виртуальным синтезом и для профессиональной работы существуют карты E-MU с E-DSP, который может работать как эффект VST и не только в режиме 48 кГц, но и 44.1 кГц.

13.png

14.png

15.png

Все, что относится к микшеру, регулируется посредством стандартизированных настроек ОС. Хотелось бы надеется, что регулятор громкости появится в панели, т.к. это более удобно.

16.png

Исчезло ПО для настройки многоканальной акустики с выбором задержки каналов и регулировки частоты среза сабвуфера.

21.png

В списке поддерживаемых частот можно видеть как 44.1 кГц, так и 192 кГц. Однако с учетом того, что DSP с эффектами работает только в режиме 48 кГц, при активации эффектов поток будет пересчитываться в 48 кГц независимо от выставленной частоты.

23.png

22.png


Сохранены многим нужные тембры низких и высоких частот. Как правило, регулятор низких частот самый популярный и поэтому в линейке Recon3D/Z остался только он.

25.png

Оптический TOSLINK ограничен 96 кГц.

24.png

Настройки здесь позволят активацию автомата опорной частоты при использовании WASAPI, но так как выход SPDIF является логически отдельным устройством, то на работу «Динамики» никак не влияет.

26.png

ASIO

25.png

ASIO как в Audigy2 Value / Audigy 4 представлено двумя интерфейсами, облегченным 48 кГц и 16 бит и 96 кГц 24 бит. Поддержки 44.1 кГц нет.

Если раньше поддержка ASIO была нужна только для уменьшения время задержки при воспроизведении (важно для игры на MIDI инструментах, когда звук от нажатой клавиши должен воспроизвестись сразу, а не спустя несколько секунд), то в системах начиная с Windows Vista интерфейс ASIO позволяет обойти внутреннее микширование и SRC операционной системы и тем самым сохранить качество звука. Но это не значит, что ASIO обязано быть во всем качественнее, т.к. означает лишь прямую передачу в драйвер звуковой карты и дальнейшая судьбы зависит только от драйвера.

Device: SBAudigy5/Rx ASIO[B000]

Features:
Input channels: 14
Output channels: 20
Input latency: 2500
Output latency: 2400
Min buffer size: 96
Max buffer size: 65536
Preferred buffer size: 2400
Granularity: 16
ASIOOutputReady - supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - not supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - not supported
96000 Hz - not supported
176400 Hz - not supported
192000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (8=59=K9 2E>4 ) - Int16LSB
channel: 1 (8=59=K9 2E>4 ¬) - Int16LSB
channel: 2 (8:H5@ ) - Int16LSB
channel: 3 (8:H5@ ¬) - Int16LSB
channel: 4 (8:H5@ ¬) - Int16LSB
channel: 5 (8:H5@ ¬¬) - Int16LSB
channel: 6 (8:H5@ ) - Int16LSB
channel: 7 (8:H5@ ¬) - Int16LSB
channel: 8 (8:H5@ ¬&) - Int16LSB
channel: 9 (8:H5@ '-MDD5:B>2) - Int16LSB
channel: 10 (8:H5@ &) - Int16LSB
channel: 11 (8:H5@ &) - Int16LSB
channel: 12 (8:H5@ ) - Int16LSB
channel: 13 (8:H5@ ¬) - Int16LSB
Output channels:
channel: 0 ($>@<0B Wave) - Int16LSB
channel: 1 ($>@<0B Wave) - Int16LSB
channel: 2 (ASIO Out 3) - Int16LSB
channel: 3 (ASIO Out 4) - Int16LSB
channel: 4 (ASIO Out 5) - Int16LSB
channel: 5 (ASIO Out 6) - Int16LSB
channel: 6 (ASIO Out 7) - Int16LSB
channel: 7 (ASIO Out 8) - Int16LSB
channel: 8 (ASIO Out 9) - Int16LSB
channel: 9 (ASIO Out 10) - Int16LSB
channel: 10 (ASIO Out 11) - Int16LSB
channel: 11 (ASIO Out 12) - Int16LSB
channel: 12 (-DD5:B 1 /¬) - Int16LSB
channel: 13 (-DD5:B 1 /¬) - Int16LSB
channel: 14 (-DD5:B 2 /¬) - Int16LSB
channel: 15 (-DD5:B 2 /¬) - Int16LSB
channel: 16 (-DD5:B 3 /¬) - Int16LSB
channel: 17 (-DD5:B 3 /¬) - Int16LSB
channel: 18 (-DD5:B 4 /¬) - Int16LSB
channel: 19 (-DD5:B 4 /¬) - Int16LSB

Device: SBAudigy5/Rx ASIO 24/96[B000]
Features:
Input channels: 2
Output channels: 8
Input latency: 4900
Output latency: 4800
Min buffer size: 192
Max buffer size: 32768
Preferred buffer size: 4800
Granularity: 8
ASIOOutputReady - supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - not supported
48000 Hz - not supported
88200 Hz - not supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - not supported
192000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (8=59=K9 2E>4 ) - Int32LSB
channel: 1 (8=59=K9 2E>4 ¬) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (ASIO Out 1) - Int32LSB
channel: 1 (ASIO Out 2) - Int32LSB
channel: 2 (ASIO Out 3) - Int32LSB
channel: 3 (ASIO Out 4) - Int32LSB
channel: 4 (ASIO Out 5) - Int32LSB
channel: 5 (ASIO Out 6) - Int32LSB
channel: 6 (ASIO Out 7) - Int32LSB
channel: 7 (ASIO Out 8) - Int32LSB



Караоке

20.png

Для караоке Creative предлагает собственный софт, выполненный в стиле ранее используемого DVD-Audio плеера, который к Audigy 5/Rx не поставляется.

Измерения Audigy 5/Rx

Линейный выход

У Audigy 5/Rx есть режим Bit-Accurate, который позволяет отключить обработку аудиопотока и даже функционировать карте в режиме 44,1 кГц.

Audigy 2 Value появилась незадолго до выхода X-Fi карт и опция Bit Accurate осталась незамеченной. Лишь спустя некоторое время получилось сделать реабилитацию карт Audigy 2 Value и Audigy 4 OEM.

Т.е. другими словами, для получения качественного звука не нужен был никакой отдельный алгоритм SSRC и по качеству Audigy 2 Value ничем не отличается от X-Fi в режиме CreationMode с активацией Bit Accurate. Излишне говорить о том, что это сильно ударило по самолюбию многих пользователей, которые слышали, как без SSRC карта «ужасно звучала».

Тем не менее позже дотошные пользователи обнаружили, что хотя график CCIF и выглядит хорошо, на спектрах все же есть искажения в режиме 44,1 кГц, которых нет в остальных режимах. И соответственно карта снова «плохо зазвучала». Где единственное лекарство - SSRC.

Отлично понимая, что данная проблема будет рассматриваться критически, остановимся на этом подробно, чтобы расставить все точки над i, закрыть несостоятельные мифологические теории о причинах искажений и определить, как и в  каких режимах надо слушать карту с максимальным качеством звучания.

4.png

Краеугольным камнем является этот график. В режиме 44,1 кГц мы видим лес гармоник в высокочастотной области. Против их отсутствия при использовании SSRC в Foobar2000.

Основные предполагаемые причины:
  • Джиттер (плохой синтез опорной частоты в 44.1 кГц)
  • Внутренний SRC (пересчет из 44.1 кГц в 48 кГц)
  • Банальный транкейт (снижение полной разрядности сигнала)

Spectrum.png

Выше на графике измерения аналогового выхода Audigy 5/Rx в E-MU 1616m и запись в цифровой петле WUH (What You Hear) в Audigy 5/Rx. Хорошо видно, что в случае аналогового выхода добавились искажения от ЦАП, но остальные искажения полностью повторяют искажения цифровой петли. Это опровергает теорию о джиттере, т.к. искажений от джиттера априори нет при цифровом воспроизведении и записи. Искажения появляются только при преобразовании в АЦП или ЦАП.

Итого, остается вариант с SRC и транкейтом. С одной стороны в опровержение SRC говорит чистая передача данных через SPDIF, но это к сожалению косвенный факт.

Для проверки транкейта достаточно сделать тест не только в 24 бит, но и 16 бит. Для воспроизведения тестов использовался Foobar2000 с выводом звука из Wasapi, позволяющим обойти микширование и SRC операционной системы. Воспроизведение из под Wasapi необходимое условие для практичеcки любой звуковой карты ОС выше Windows Vista.

11.png

Сравнивая запись от воспроизведения звукового потока в разрядности 16 бит с результатом конвертации SSRC от исходного 24 бит можно отметить отсутствие искажений в обоих случаях. Таким образом, для звукового потока 44.1 кГц с разрядностью выше 16 бит у Audigy 5/Rx происходит транкейт (грубое отбрасывание младших битов).

С учетом того, что практически все записи формата 44.1 кГц представлены в формате 16 бит, то никакие SSRC совершенно не нужны для качественного воспроизведения.

Ошибкой многих тестеров Audigy2 Value и Audigy 5/Rx стала банальная лень и излишние теоретические знания. Уже довольно давно не делают тесты в RMAA в режиме 16 бит, т.к. этот режим не сильно информативен. Режим в 24 бит показал искажения, а дальше захотелось выдать желаемое за действительное, или все подогнать под понятную теорию. Нет второго кварца как у карт на базе Envy - значит это обязательно SRC. X-Fi так работать может? Значит это страшный джиттер! А раз видно искажения на картинке, то их сразу и слышно на копеечном оборудовании.

Раз уж сравниваем с X-Fi, то посмотрим и на результаты этой карты.

7.png

У X-Fi есть три режима и только в CreationMode есть поддержка 44,1 кГц. В остальных режимах 44.1 кГц пересчитывается в 48 кГц, 96 кГц или 192 кГц процессором X-Fi (в теории). В развлекательном Entertiment результаты для режима 48 кГц и 96 кГц полностью одинаковые и они уступают режиму 44.1 кГц в CreationMode. Таким образом, качество преобразования силами DSP X-Fi не столь хорошее как хотелось бы. Но явных и критичных проблем при этом не наблюдается.

9.png

К слову, у X-Fi режимы GameMode и Entertiment Mode различаются. Есть мнение, что в Entertiment Mode работает фиксированный апсемплинг в 192 кГц. В режиме GameMode искажения незначительно меньше.

8.png

В развлекательном режиме Entertiment результаты у X-Fi в 24 бит лучше, чем у RX с активацией Bit-Accurate для тех же 24 бит. Таким образом, формально транкейт более опасен, нежели SRC. Но это теория без практики субъективных сравнений.

13.png 

Если сравнивать X-Fi и Audigy 5/Rx, то для 16 бит все одинаково. X-Fi вырывается вперед лишь в режиме 24 бит за счет меньшего уровня шумов квантования.

RAA Report: Отчет линейного выхода Audigy 5/Rx в режиме 24 бит MME
RAA Report: Отчет линейного выхода Audigy 5/Rx в режиме 24 бит Wasapi + BitAccurate
RAA Report: Отчет линейного выхода Audigy 5/Rx в режиме 24 бит Wasapi + BitAccurate SSRC
RAA Report: Отчет линейного выхода Audigy 5/Rx в режиме 16 бит Wasapi + BitAccurate
RAA Report: Отчет линейного выхода X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty Professional Series (Creation Mode 44) в режиме 24 бит Wasapi + BitAccurate
RAA Report: Отчет линейного выхода X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty Professional Series (Entertainment 48) в режиме 24 бит Wasapi
RAA Report: Отчет линейного выхода X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty Professional Series (Creation Mode 96) в режиме 24 бит Wasapi + BitAccurate
RAA Report: Отчет линейного выхода X-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty Professional Series (GameMode 48) в режиме 24 бит Wasapi + BitAccurate

Обратите внимание на графики при тестовых сигналах с уровнем до 0 dBFS, там, где SRC или SSRC зачастую наблюдается клиппинг.

Краткий итог:
Для частоты дискретизации в 44.1 кГц корректно без искажений звуковой поток выводится только в 16 бит. Для 48 кГц, 96 кГц и 192 кГц корректно выводится и 16 и 24 бит.
Для файлов с частотой дискретизации 44.1 кГц и 24 бит следует использовать или SSRC в 48/96/192 кГц 24 бит или понижать разрядность с дизерингом. Например в Foobar2000 это настройка "Output Format" и галочка "Dither". Что лучше, выбирайте на свой вкус. В случае с SSRC опасность предствляет клиппинг для высококомпрессированных записей, а в случае дизеринга теряется разрядность.

Выход для наушников

Creative_Audigy 5_fr_impedance.png

Выходное сопротивление равно 21,5 Ом, типичное для многих звуковых карт с встроенным усилителем для наушников. В таких условиях от динамических наушников можно ожидать небольшой подъем баса, а от однодрайверных арматурных подъем в области верхних средних и высоких частот.

Creative_Audigy 5_power_u.png

Для большинства низкоомных наушников запас по усилению вполне достаточный. Для высокоомных наушников уровень гарантирует как минимум средний уровень громкости.

10.png

Если сравнивать с X-Fi, то у X-Fi выше выходное сопротивление, порядка 36 Ом. Это неизбежно уменьшает уровень громкости для низкоомных наушников при равенстве для высокоомных.

RAA Report: Отчет выхода для наушников Audigy 5/Rx
RAA Report: Отчет выхода для наушниковX-Fi Xtreme Gamer Fatal1ty Professional Series

Качество звучания

IMG_9814 копия.jpg
Крупное фото >>

Несомненно, наибольший интерес представляет сравнение Rx с прямым конкурентом ASUS D/DX, но в распоряжении этой модели не было. В наличии в противовес были X-Fi базовой версии, Audigy 2 Value и SoundBlaster Zx и ASUS Essence STX.

К сожалению Audigy 5/Rx не может одновременно работать с X-Fi или Audigy 2 Value – этот глюк с общими файлами библиотек, который так и не исправили и вероятно не собираются исправлять в дальнейшем. Пришлось ограничиться сравнением отдельно Audigy 5/Rx с Zx и STX и отдельно X-Fi с Zx и STX.

Audigy 5/Rx – акустические системы

В целом, качество звучания хорошее. Какой либо существенной или явно заметной разницы с X-Fi нет. Sound Blaster Zx и STX обеспечивают лучшую детальность, но при использовании типовой активной акустики разница очень мала. Существуют различные мнения о том, что карта изначально играет плохо, особенно в режиме 44,1 кГц и ей крайне необходим плеер с принудительным SSRC. Как показали технические тесты, у карты полный порядок с режимом 44.1 кГц 16 бит и плохое качество звучания не больше, чем банальное самовнушение. Тем не менее, аглгоритмы SSRC оказывают влияние на звучание и вполне могут оказать положительные изменения, заменяя часть цифрового фильтра в ЦАП. Но подход к сравнению "с" и "без" SSRC разумнее делать не по аудиофильски в самовнушении, а на трезвую голову в слепом тестировании. Тем, кто не хочет глубоко копатся в едва заметных нюансах достаточно включить опцию Bit Accurete и воспроизводить музыку из под Wasapi.

Audigy 5/Rx – Наушники

Из наушников были взяты низкоомные Audio-Technica ATH-M50, PSB M4U-1 и Fostex T50-RP. В качестве высокоомных – гибридные винтажные AKG K340.

Основной особенностью можно отметить менее широкую стерео базу, но в противовес большую глубину в сравнении с SoundBlaster Zx и STX.

IMG_0018 копия.jpg

Sound Blaster Z и Audigy 5/Rx используют одинаковую микросхему для усилителя для наушников и в целом отличаются в основном уровнем детальности и сценой.

Претензий к звучанию не возникло. Хотя заявлена поддержка наушников с импедансом в 600 Ом, на деле высокоомным наушникам может не хватить громкости, например с AKG K340 максимальная громкость ощущается как средняя. Для низкоомных наушников (Audio-Technika ATH-M50, PSB M4U-1 и Fostex T50-RP) запас по громкости более чем достаточный.

Для высокоомных наушников актуальными были и остаются STX и ZxR.

IMG_0003 копия.jpg

ASUS Essence STX обладает большим запасом по громкости и лучшей детальностью. Одной из особенностей звучания Audigy 5/Rx является способность потери деталей таким образом, что это совершенно незаметно при прослушивании и тем самым звучание целостное. У STX и Sound Blaster Z деталей больше, но в сравнении с 5/Rx кажется, что эти детали немного отвлекают от целостности общей картины.

Детальность и целостность можно пояснить на следующем примере.
Например включаем трек на Rx, и не заслушанный до дыр, а новый. Определенное впечатление о том, что там прозвучало, осталось. Включаем ASUS One Muses. Появились нюансы, которых не услышали на Rx или на которые не обратили внимание. Переключаемся обратно на Rx. И вроде как большая часть нюансов есть, но их слышно или понятно только после прослушивания после One. Особенно это актуально для фоновых природных вставок. Например Rx что-то прошуршало на заднем плане и осталось незамеченным, а на One это были капли дождя, на которые не обратили ранее внимание как на непонятный звук. Потом обратно перешли на Rx - да, в этом месте звук как у дождя. Хотя без One можно было предположить и аплодисменты вдали. Включаем STX/Z. Этот дождь есть и он не ощущается фоном, а как как отдельный равновесный элемент среди всех остальных отдельных звуков.

X-Fi базовой версии (не HD Titanium и не Elite Pro) сопоставим по уровню громкости с Sound Blaster Zx и Audigy 5/Rx, но ощутимо отстает по качеству. Звучание у X-Fi более резкое, особенно в области верхних средних и нижних высоких с ATH-M50. Если рассматривать звучание в наушниках, то огрехи цифровой части в виде отсутствия корректной поддержки 44.1 кГц у Audigy5/Rx существенно ниже, нежели вклад усилителей для наушников. X-Fi без использования отдельного внешнего усилителя уступает по звучанию с корректной работой в 44.1 кГц.

Выводы

Audigy 5/Rx достаточно хороший продукт, особенно если его использовать по назначению под караоке, тут и два раздельных микрофонных входа и процессор эффектов.

IMG_0012 копия.jpg

Для бытовых задач карте пока не хватает ряда настроек в виде корректного вывода данных в 44.1 кГц в 24 бит и настроек под многоканальную акустику. Впрочем, 24 бит для 44.1 кГц редкость с позиции реальных записей, т.к. в форматах высокого разрешения чаще встречаются или 48 кГц (DVD-Video) или 96 кГц (DVD-Audio). Основной контент был и вероятно еще долго будет доминирующим - 16 бит и 44.1 кГц с которым у Audigy 5/Rx полный порядок при активации Bit-Accurate.

С позиции количества функций, у Audigy 5/Rx в сравнении с Audigy2 Value их стало меньше. В дальнейшем хотелось бы увидеть апдейт драйверов с возвратом функций, ранее бывших у Audigy2 Value. Тут все будет зависеть от производителя и позиционирования продукта, если продукт только для караоке, то ничего дополнять не надо и остается лишь быть готовым к тому, что такой вид продуктов изначально не сильно популярен и соответственно мирится с меньшими объемами продаж (либо переводить акцент на SoundBlaster Z). Если же продукт позиционировать как массовый, то доработать драйвера.

Вероятно, был бы хорошим перевыпуск карт на DSP X-Fi в виде гибрида с Recon3D. Как показала практика, аппаратный DSP вызывал сильный интерес и послужил весомым доводом к покупке, несмотря на то, что многие пользователи его мощью никак не пользуются.

Пользователям карт серии Audigy 2 Value и X-Fi (не HD и EP) большого резона переходить на Audigy 5/Rx нет, смысл есть только в апгрейде на линейку Sound Blaster Z или добавлением в систему отдельного усилителя для наушников. Владельцам карт ASUS D/DX резона в обновлении нет тоже. Тем, кто только выбирает карту и планирует активно использовать ее с наушниками Audigy 5/Rx может представлять интерес, т.к. стоимость ниже, чем у Sound Blaster Z. При этом ASUS DX выглядит формально ничем не хуже и представляет более чем серьезную конкуренцию.

Тем, кто хочет поэкспериментировать с могучим аппаратным DSP имеет смысл взять профессиональную карту на E-DSP E-MU 0404 PCI/PCIe, и хотя ее стоимость уже сопоставима с Sound Blaster Z, эффекты корректно работают и в 44.1 кГц и в 48 кГц. Панель управления и настройки уже не под нулевых юзеров, но и возможностей у E-DSP порядок больше.

Audigy 5/Rx может представлять интерес и владельцам карт верхнего сегмента, как альтернатива с менее «резким» звучанием, выраженном в уменьшенной детализации и ощущением цельного звучания.

Скептикам о возможности беспроблемного звучания режима 44.1 у Audigy 2 Value / 4 OEM и 5/Rx  надо чаще прибегать к слепым тестам.


Автор: 
13.03.2014


Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter. Это не требует регистрации. Спасибо.

Поделитесь в социальных сетях




Еще интересное для чтения

Комментарии и отзывы (3)


Мне нравится0
Alexmtx
Здравствуйте!
Не согласен с тем, что у карты полный порядок с 44.1 кГц.
Проверил качество работы синтеза 44.1 и ресемплера в 48 звуковой карты Audigy Rx на тестовом файле "SB_test.wav" (44.1/16 для выявления некачественной передискретизации) на высокой громкости усилителя в разных режимах вывода.Настройки звука в Windows: 24 бит, 48000 Гц (Студийная запись). Настройки карты: отключены все эффекты, тембры в 0, ВАР (Bit Accurate Playback) включался и отключался (для уверенности в переключении в настройках частоты и битности системы менял на 24/44.1 и тут же обратно на 24/48).
Режимы вывода в foobar и качество звука:
- "ASIO 24/96" с ресемплером SSRC X на 96 кГц - чистый звук, ВАР не влияет на асио.
- "DS" - чистый звук, что в ВАР, что без него, так как ресемплер системы подает на карту родную частоту 48 кГц.
- "WASAPI (event)" в ВАР - слышны негромкие искажения, похожие на звук сирены. Карта синтезирует 44.1 кГц - идет пересчет тактового генератора. Синтез осуществляется не очень хорошо.
- "WASAPI (event)" без ВАР - слышно жуткий скрежет, дикие искажения! Карта некачественно ресемплирует силами DSP 44.1 кГц в 48 кГц.
Если включить эффекты DSP или тембр или CMSS, то появляются искажения.

Итог неутешительный. В любом случае при выводе звука в обход микшера операционной системы нужен свой ресемплер. В асио на 96 кГц, а в васапи эксклюзив на 48 кГц (чтобы 96 обратно в родные 48 не гнал DSP).Если не хочется заморачиваться с ресемплером, но нужен точный звук, то нужно выводить в общем режиме "DS" с установленной галкой ВАР.
Мне нравится0
Alexmtx


21,5 * 8 = 172 Ом - это минимальное значение сопротивления наушников, при котором будет линейная АЧХ. Иначе будет отчетливо слышимая неравномерность с ослаблением басов, выраженному акценту на средних частотах, приглушенными высокими и нечеткой фазовой характеристикой из-за резкого провала на 10 кГц, что может повлиять на стерео-панораму.

ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ ПРАВИЛО 1/8?: Минимальные слышимые отличия громкости, которые воспринимаются человеком — около 1 дБ. Падение в -1 дБ на выходном импедансе соответствует коэффициенту, 10^(-1/20) = 0.89 . Используя формулу делителя напряжения, мы получим, что когда выходной импеданс равен 1/8 импеданса нагрузки, коэффициент как раз равен 0.89, т. е. падение напряжения составляет -1 дБ. Импеданс наушников может меняться в пределах полосы звуковых частот в 10 или более раз.

Мне нравится0
Alexmtx
https://audiophilesoft.ru/publ/theory/headphones_and_amp_impedance/6-1-0-291

Возврат к списку >>>



Новости
Полезная информация и FAQ
Акции компаний

Последние комментарии
Последнее с форума
Подписка

Система Orphus

Яндекс.Метрика