ASUS Essence STU USB DAC

       

ASUS Essence STU USB DAC ASUS постепенно делает расширение линеек продуктов из компьютерного аудио в Hi-Fi аудио, в ту область, где компьютер является не ядром системы, а лишь опциональным приложением.

С каждым годом количество пользователей ноутбуков растет, в то время как внешних звуковых карт с «серьезной начинкой» и низкой стоимостью на рынке практически нет. Для рынка Hi-Fi это нормальное явление, в то время как для компьютерного рынка это нонсенс, ведь уже несколько лет подряд есть высококачественные решения с умеренной стоимостью в $100-200: Creative Titanium HD/ZxR, Asus Essence ST/STX, E-MU 1212m, Audiotrak HD2. На внутренних рынках (японском, китайском и т.п.) есть решения от широкоизвестных компаний от Onkyo и Auzen.

DSCF0297 копия.jpg

Внешние звуковые карты многие производители автоматически причисляют к устройствам второго сорта по простой причине – внешние устройства обладают меньшим быстродействием (ограниченным потоком при передаче данных) и не годятся для серьезных задач. А серьезные задачи в PRO секторе были и остаются – сверхнизкая задержка с помощью ASIO, где аппаратным ограничением является стабильность и пропускная способность USB.

DSCF0299 копия.jpg

В геймерском секторе многое аналогично - низкая задержка при обмене данных аппаратными ресурсами карты. Ноутбуки по своей природе не предназначены для тяжелых задач, связанных с обработкой аудио и ресурсоемкими играми и вполне логично, что с ноутбуком пользователь решает лишь черновые задачи, простые операции с обработкой аудио или игрой, где нет нужды в мощных ресурсах. Соответственно и «серьезные внешние» карты не нужны. Однако за последние несколько лет ситуация в корне изменилась, ноутбуки стали существенно производительнее (стали справляться с многими задачами в PRO аудио, плюс в современных секвенсорах есть функции заморозки треков для уменьшения потребления ресурсов), а в игровом секторе исчезла поддержка аппаратной обработки звука. Соответственно если для PRO задач еще есть нарекания в сторону внешних звуковых карт с большим уровнем задержки в ASIO, то для обычных потребителей никакой разницы нет, внутренняя карта, или внешняя.

DSCF0112 копия2.jpg

С позиции удобства, планшеты и ноутбуки здорово теснят стационарные компьютеры и отлично подходят для интернет серфинга, просмотров фильмов и прослушивания музыки. Вот только звуковых карт для ноутбуков на качественных комплектующих практически нет.

Внешняя карта всегда дороже внутренней за счет наличия корпуса, и пока доминирующее количество пользователей было со стационарными компьютерами, внешние карты были менее популярны из-за более высокой стоимости против аналогов внутренних карт. Но как только аппаратная поддержка ускорения звука стала не актуальной, а количество пользователей планшетов и ноутбуков стало много, то появился и большой спрос на качественные внешние звуковые карты. К такому повороту событий большинство производителей не были готовы. К сожалению, на рынке потребительских звуковых карт оказалось всего два гиганта – Creative и ASUS, а остальные производители - это PRO рынок, которые свернули производство потребительских карт и сосредоточились на выпуске мобильных карт «для черновой работы с ноутбуком». Известные Hi-Fi бренды пока не сильно спешат представить компактные ЦАП-ы с низкой стоимостью.

Creative, известный своими технологиями в играх и упором на игровой звук не посчитал нужным сделать упор на внешних картах. В планах вроде как что-то есть, но нет никакой ясности, когда, что и почем. Был выпуск звуковой карты Creative X-FI HD USB, но при этом решение было не столь совершенно, как Titanium HD (проще ЦАП, без сменных ОУ и т.п.).

ASUS же только начал пробовать силы в аудиофильском секторе и ограничился внутренними картами ST и STX, завоевавших высокую популярность.
Параллельно на внутренних рынках Кореи, Китая и Японии появилось немало интересных устройств, с использованием топовых ЦАП-ов и аудиофильских комплектующих: конденсаторов, ОУ и т.п.. Некоторые из них получились по принципу сборной солянки, когда все компоненты качественные, но при низком инженерном уровне разработки параметры на выходе устройств оставляли желать лучшего. А некоторые устройства приобрели высокую популярность, вроде Audiotrack Dr. Dac 2, где инженерный уровень оказался на достаточно высоком уровне.

Проблема большинства таких устройств оказалась в невозможности вывести продукты за пределы внутренних рынков из-за отсутствия адекватной маржи для дистрибьюторских сетей. В итоге сложилась ситуация, когда на Российском рынке внешние ЦАП-ы от именитых производителей стоят дорого, от $500 и выше (комбайны с усилителем для наушников от $700), а китайские продукты существенно дешевле, но только с возможностью заказа с ebay с соответствующими рисками и лишними телодвижениями. Те, кто освоил покупки из-за границы, не ощущают в этом глобального неудобства, но остальные готовы переплачивать значительные суммы за покупку «здесь и сейчас» и без проблем с языковым барьером.

Но вернемся к новинке от ASUS Essence STU. До ее появления на нашем рынке ближайшим конкурентом является Dr.Dac Prime, с отличным ЦАП и возможностью смены ОУ. Рекомендуемая розница на нашем рынке - $500. Остальные решения, вроде E-MU0404/0204, Creative X-Fi HD USB – укладываются от $100 до $300, используют один из старших ЦАП от AKM и не имеют возможности смены ОУ, что относит их к хорошим решениям, но «не аудиофильским». С такими картами всегда есть опасение, что чего-то да не хватает.

ASUS Essence STU повторяет свои внутренние аналоги ST и STX и практически полностью решает задачу по выбору источника с высоким качеством за умеренную стоимость. На данный момент продукт еще не поступил в продажу, а основные впечатления получены с предсерийных образцов (прототипов), но вероятность того, что серийные образы в чем-то в корне будут отличаться минимальна.

С позиции серьезного внешнего ЦАП это второе устройство от ASUS, первым был более дорогой ASUS Essence One.

Внешний вид ASUS Essence STU


После ASUS Essence One, STU выглядит очень строго и совсем не похож на старшую версию. С позиции дизайна автору более привлекательна концепция One с уникальным внешним видом и плавно-хищными изгибами корпуса. STU же представлена в «квадратном» корпусе и воспринимается менее серьезно. Некоторые участники форумов уже высказались на тему того, что новинка больше похожа на роутер, чем на ЦАП и в чем-то они правы. С другой стороны, с позиции эксплуатации STU около компьютера есть неоспоримые плюсы, на STU можно спокойно поставить другие устройства или вообще разместить между книг на полке. Ни One, ни Dr.Dac2 такой эргономикой не располагает. С позиции эксплуатации устройство получилось удачным – на корпусе нет вентиляционных отверстий, можно без опасений сверху даже чашку с кофе поставить. Большим плюсом можно отметить и практичный металлический корпус, который с функциональной точки зрения защищает от помех и при этом гладкая поверхность с краской не подвержена царапинам. У Dr.Dac Prime и большинства продуктов ESI используется алюминиевый корпус, который безусловно красив, пока устройство эксплуатируется первый день, но очень быстро покрывается царапинами в дальнейшем.

Устройство невысокое, но довольно широкое и большое в глубину, если сравнивать с Dr.Dac Prime и прочими внешними портативными звуковыми картами.

DSCF0292 копия.jpg

На передней панели расположены индикаторы, кнопка питания, кнопка переключения источника, независимые регуляторы громкости для линейного выхода и наушников и одно гнездо 6,3 мм для наушников. В сравнении с One индикаторы маленькие и не такие яркие, что не делает STU излишне ярким в темноте. Если же кому-то яркость покажется лишней, прикрыть отверстия от светодиодов достаточно просто, они не выступают над поверхностью.

DSCF0293 копия.jpg

На задней панели расположены цифровые входы, такие как USB, SPDIF и TOSLINK. Отдельно есть аналоговый вход, благодаря которому STU может работать как простой усилитель для наушников или предусилитель. Линейный выход выполнен парой RCA. Переключатель уровня усиления для наушников пружинный, с одним положением, т.е. при нажатии на него, подается команда о необходимости изменить уровень усиления, после чего рычаг возвращается в исходное положение.

DSCF0296 копия.jpg

ASUS Essence STU внутри

Внутри плата разделена на три зоны, слева питание, в середине цифровая часть и справа аналог. Расположение элементов просторное.

DSCF0313 копия.jpg

Полное подробное фото внутренностей карты будет приведено позже, когда появятся серийные образцы, т.к. в финальном варианте должны появиться дополнительные перемычки для установки разных режимов в секции усилителя (серво в обратной связи). Сейчас посмотрим на то, что скорее всего не будет изменено в финальной версии.

IMG_7281 копия.jpg

В качестве цифроаналогового преобразователя применен PCM1792a – это старшая микросхема в линейке у производителя и которая обладает одними из лучших характеристик на сегодняшний день (полноценную конкуренцию предоставляет только новый ЦАП от ESS ES9018). PCM1792a можно увидеть лишь в дорогостоящих устройствах высшего класса и пока что исключением из общего правила составляли только карты ST и STX. В One используются PCM1795, которые по своим характеристикам повторяют PCM1796 и формально являются улучшенной версией с поддержкой данных до 32 бит и возможностью использования внешнего DSP на участке цифрового фильтра. PCM1792a возможно не обновлен из-за существующего альтернативного варианта PCM1795a+внешний DSP.

DSCF0311 копия.jpg

По идее PCM1792a лучше PCM1795 и в One в какой-то степени было бы логично увидеть его, но тут вероятно вмешался маркетинг, требующий от продукта каких-то новых введений, которые можно было бы гордо объявить “первыми” и это было сделано в виде первого в мире ЦАП с восьмикратным оверсемплингом. На PCM1792a такое реализовать было бы невозможно, а в качестве компенсации от PCM1795 использована схема с двойным моно.

IMG_7295 копия.jpg

Преобразование ток-напряжение выполнено с помощью LME49720, а в качестве фильтра используется LM4562. По большому счету эти ОУ между собой одинаковы, а существующие различия с позиции производителя несущественны. Эти ОУ относятся к одним из лучших для аудио. Довольно часто в подобные продукты ставят NE5532, имеющие относительно невысокую стоимость и потому подлежащие немедленной замене на что-то более дорогое (и не обязательно лучше звучащее). В случае с STU делать эксперименты с заменой ОУ будет интересно только тем, кто изначально хочет играть в эти игры, а остальным достаточно знать, что шансы вывести звучание STU на принципиально новый уровень достаточно низки, и так уже все заложено по максимум для раскрытия потенциала. Остальной рост возможен будет лишь при использовании паяльника и продвинутых знаний в области «цапостроения».

Касаемо ультрадорогих ОУ – это будет три Muses 01. Была возможность попробовать поставить операционные усилители от Burson Audio, но к сожалению результат оказался не утешительным, ОУ адекватно работали лишь при пониженном уровне сигнала на -15 дБ, при более же высоком уровне возникал рост гармоник высоких порядков.

IMG_7288 копия.jpg

За SPDIF отвечает TI PCM9211. По умолчанию, это еще и ЦАП/АЦП, но эти функции в нем не задействованы (а жаль, запись бы в «черновом варианте» не была бы лишней). Рядом видно место с не распаянной микросхемой, в финальной версии там установлен  Cirrus Logic CS2000, отвечающий за подавление джиттера. На фото плата прототипа.

IMG_7286 копия.jpg

За связь с USB отвечает CM6631A Он же используется и в Asus Essence One. Благодаря ему устройство поддерживает передачу данных в форматах до 192 кГц и 24 бит.

IMG_7291 копия.jpg

Ранее по неподтвержденной информации считалось, что тут должен быть установлен Cirrus Logic CS2000, отвечающий за подавление джиттера. На деле он оказался впоследствии распаянным около PCM9211.

На деле не всегда известно, что будет распаяно, а что нет в финальной версии. Производство таких плат в единичных экземплярах дорогостоящее удовольствие, и часто проектируют плату сразу под несколько конфигураций, где после проводится сравнение различных микросхем и элементов, a после выбирается окончательный вариант. А плата какой была, такой и остается. К слову, у Audiolab M-Dac где-то одна треть места отводится под нераспаянные элементы…

DSCF0308 копия.jpg

Для получения низкого уровня джиттера можно видеть отдельные генераторы с частотами кратными 44,1 и 48 кГц.

IMG_7297 копия.jpg

Усилитель для наушников сделан на TPA 6120A2 аналогично ST/STX/Phoebus. Микросхема для усиления отличная, хотя на сегодняшний день кто-то предпочел бы решение на дискретных элементах как в Dr.Dac2. В текущей тестовой версии не было Servo блока на участке обратной связи, поэтому все результаты связанные с тестированием усилителя для наушников пока не окончательные.

DSCF0302 копия.jpg

Разъемы RCA можно спокойно поменять на другие, для этого не нужен паяльник. Устройство просто идеально подходит для различного моддинга.

В тракте линейного входа используется ОУ LM4562 без возможности замены. Если сравнивать с Dr.DAC2, то там использовался менее качественный JRC4580.

Устройство питается от внешнего блока питания с параметрами 12 В и 3А. Еще один элемент для возможного моддинга в сторону внешней батареи.

STU в работе

При подключении к компьютеру необходимо поставить отдельный драйвер, после чего устройство определяется в системе. STU поддерживает воспроизведение с частотой дискретизации 192 кГц, есть поддержка ASIO драйвера.

DSCF0570 копия.jpg

При воспроизведении через ASIO на панели STU загорается индикатор Bit Perfect, сигнализирующий, что звуковой поток передается в обход системного микшера Windows без деградации.

STU работает стабильно, каких-либо проблем замечено не было.

asio.png

Порой существуют нарекания в сторону авторов обзоров, что у автора все работает стабильно, а у отдельно взятых пользователей все плохо – это нормальная ситуация, т.к. у автора никогда нет сотни разных компьютеров в различных конфигурациях, а глюки встречаются лишь в некоторых из них. Делать более обширные выводы можно лишь спустя пару лет после выхода продукта, когда на форумах скапливается определенное количество отзывов, а бета драйверы заменяются стабильными версиями. В случае с STU драйвер повторяет драйвер One, на который нареканий за уже продолжительное время не было, соответственно не должно быть проблем и у STU.

DSCF0299 копия2.jpg

Переключение уровня усиления для наушников сделано довольно интересно. При подключенных наушниках уровень усиления изменить нельзя, сколько не нажимай на пружинный рычаг. Это своего рода железная защита от случайного перехода в более «громкий» режим. При подключении наушников-затычек это полезная защита как для слуха, так и механической защиты наушников, способных выйти из строя. В целом, вначале это непривычно и не стандартно, но потом воспринимается как очень продуманное решение. Чувствуется, что продукт не копировали с чего-то и не делали по известным стандартным подходам, а многие моменты разрабатывали с нуля и задавались вопросом об эргономике под обычного пользователя, из-за чего мы видим новые и свежие решения.

Если наушники не подключены, то выход для наушников неактивен, а при подключении активируется с небольшой паузой. Регулировка громкости линейным выходом и выходом для наушников раздельная, как в One.

Площадь свечения у индикаторов очень маленькая, поэтому в светлом и темном помещении светодиоды не слепят. Это своего рода работа над ошибками от One, где светодиоды были излишне яркими.

Звучание Asus Essence STU

Традиционно для сравнения устройств высокого класса использовалось двойное слепое тестирование, на акустических системах для оценки реализации потенциала ЦАП и прослушиванием выхода для наушников.

DSCF0553 копия.jpg

Тракт с акустическими системами представляет собой высококачественную Bi-Amp систему из:
• Активный кроссовер Behringer cx2310 - обеспечивает настраиваемые разделительные фильтры четвертого порядка.
• Усилитель низкочастоного динамика Eton 8/800 hex (такой же используется в Adam s2.5a): Technics SE-A5
• Усилитель высокочастотного динамика Vifa XT25 (аналогичный используется в bluesky): Technics se a7

DSCF0407 копия.jpg

Примерная стоимость такого тракта оценивается начиная от $5000 (информация для тех, кто меряет качество ценой).

Все источники были приведены к единому уровню громкости для исключения любых психоакустических факторов в соответствии с рекомендациями AES с точностью до 0,1 дБ. Переключение производилось мгновенно между источниками через коммутатор на галетном переключателе для минимального влияния на звук.

Выставление оценок производилось при слепом тестировании, где после фиксации оценок добавлялись данные о названии источника. Такой подход позволяет получить максимальную беспристрастность и устранить вероятность самовнушения слышимости разницы там, где ее нет.

Выход ЦАП

DSCF0112 копия.jpg

Для сравнения использовалась профессиональная звуковая карта 1616m, ASUS Essence STX, Dr.DAC 2 Muses, ASUS Essence One Muses и Audiolab M-DAC.

STU vs 1616m, STX и Dr.DAC2 Muses

IMG_7895 копия.jpg

Разница между 1616m, STX, Dr.DAC2 Muses невелика, эти устройства примерно одного уровня. STU превосходит по качеству звучания их всех более четким построением сцены и проработанностью ревербационных хвостовв. STU и STX визуально собраны из одинакового набора компонентов (без учета разницы для интерфейсов USB/PCIx), но тесты показывают, что STU свободна от джиттера в режиме 44.1 кГц и возможно было учтено что-то еще, что позволило получить более высокое качество и более полно раскрыть потенциал ЦАП.

DSCF0603 копия.jpg

STU vs M-DAC и One Muses

Audiolab M-DAC и One Muses относятся к более высокой ценовой категории, стоимостью в районе $1000 (на нашем рынке $1300 и $900 соответственно).
STU демонстрирует уровень качества очень близкий к M-DAC, звучание такое же детальное, свободное, хорошее позиционирование источников и хорошая передача панорамы в глубину. Сравнивая результаты, за M-DAC хочется отметить большую детальность и четкую атаку, а за STU более спокойную подачу звукового материала. One Muses звучанием отличается в большей степени. С позиции детальности – это уровень 1616m, STX и Dr.Dac2, но при этом с комфортной передачей звука, когда первично слитное звучание, а не детали по отдельности. Приоритет между слитным звучанием и детальностью обычно у каждого потребителя разный и часто череда смены ЦАП-ов - это постепенное улучшения звучания с переменным улучшением каждого из этих параметров.

DSCF0604 копия.jpg

Возможно, уровень детальности у One оказался ограничен PCM1795, против ES9018 в M-DAC и PCM1792a в STU, т.к. все устройства демонстрируют высокие технические параметры и разница в основном обусловлена самими ЦАП. Возможно долю «музыкальной слитности» One обеспечили старшие ОУ MUSES. Таким образом – One Muses можно охарактеризовать как музыкальный комфорт, а STU как высокую детальность.

При этом в звучании M-DAC и STU дело не только в микросхемах ЦАП, ведь STU превосходит STX/ST, а M-DAC превосходит iBasso DX100 (использующий также ES9018). Некоторые особенности звучания прослеживаются между продуктами, выполненными на одинаковых ЦАП, но обвязка при этом также играет не малую роль.

Сравнение источников высокого класса так же лишний раз преподносит и другую истину, для уверенной слышимости различий необходим высокого уровня последующий тракт, который в свою очередь настолько дорог, что экономия на источнике выглядит достаточно смешной, ведь если источник категории до $500 является дорогим, то что же из себя представляют усилитель и колонки? Другой момент, альтернативой акустическим системам сейчас часто служат наушники, в которых качество источника так же можно уловить.

PICT0183 копия.jpg

При использовании электростатических KOSS ESP 950 (начальный уровень электростатических наушников – комплект $1000) отдать однозначное предпочтение какому либо из цап оказалось очень сложно.

Выход для наушников

Усилитель для наушников у STU можно охарактеризовать как хороший. При сравнении с STX повторяется то же характерное звучание. Уровень максимальной громкости при использовании источника в виде ЦАП чуть ниже в сравнении с STX.

DSCF0405 копия.jpg

Если делать сравнение с Dr.Dac2 Muses, то Dr.Dac2 лучше справляется с низкоомной нагрузкой, однако говорить о принципиально другом уровне не приходится. Стоит сравнить звучание усилителей Dr.Dac2 и STU с внешними усилителями от SPL, Burson Audio и т.п., то разницу можно охарактеризовать как существенную а сторону последних. Встроенный усилитель у M-DAC превосходит Dr.Dac2 и STU, но уступает усилителю от One Muses. В качестве комбайна ЦАП + усилитель лучше всех показал себя One Muses.

При сравнении с устройствами не только более высокого класса, но и наоборот начального, был взят микшер Behringer UB502 - он по качеству существенно уступил усилителю STU. По большому счету разницу можно выстроить следующим образом: UB502 – мутное кашеобразное звучание с резким звучанием, STU – отсутствие мутности, M-DAC- добавление детальности и уменьшение резкости, One - отсутствие признаков резкости.

Таким образом, для своего класса у STU адекватный усилитель для наушников, а для перехода на новый уровень потребуется отдельный усилитель.

Общий вывод

STU в первую очередь представляет собой высококачественный ЦАП, способный тягаться с более дорогими устройствами и во вторую очередь как усилитель для наушников. STU будет удачным вариантом апгрейда системы, будь то компьютер без звуковой карты, компьютер с профессиональной или игровой картой с цифровым выходом или внешний ЦАП для Hi-Fi системы.

Владельцам студийных мониторов стоит учесть, что STU оснащен только небалансными выходами. Проблема это или нет – зависит в первую очередь от реализации небалансного входа мониторов и длины проводов. На коротких проводах в 2-3 метра наводки наловить сложно.

Тут для Hi-Fi системы STU выглядит привлекательно еще из-за того, что есть возможность использовать устройство как предусилитель, либо ЦАП без регулировки громкости и при этом из-за отсутствия балансных выходов (как правило не использующихся в Hi-Fi) можно наблюдать отсутствие высокой цены на устройство.

Технические измерения ASUS Essence STU

Лишний раз хочется отметить, что результаты измерений относятся к прототипным образцам, поэтому результаты могут отличаться у серийных образцов.

ASUS_Essence STU Line_amp_noise.png

Уровень сигнал/шум с помощью E-MU1616m зафиксирован как 117.5 дБ, что является очень высоким показателем при разрешающей способности E-MU фиксировать до 118 дБ.

ASUS_Essence STU Line_amp_thd.png

Уровень искажений наблюдался от 0.0008% до 0.0003% в зависимости от модели прототипа при уровне первой гармоники -3 дБ.

Уровень сигнал/шум не зависит от режимов как в ST и STX (где режим 44.1 обладает худшими характеристиками), в этом плане все ОК. Режим 44.1 работает полноценно.
Нет никакого низкочастотного джиттера при подключении через USB, как у One.

ASUS_Essence STU Line_amp_jitter.png

В целом, если делать дотошный анализ джиттера, то шумовая полка немного поднимается при наличии сигнала, однако подъем становится заметным лишь при высокочастотном сигнале и это норма для большинства устройств, независимо от стоимости.

5.png

Если сравнить результаты STX и STU в тесте J-Test (используется специальный сигнал, наиболее поверженный влиянию джиттера), то STX демонстрирует всплески узкополосного джиттера на отдельных частотах до -115 дБ, а у STU лишь небольшой подъем равномерного шума (широкополосный джиттер). По данному параметру M-Dac выглядит лучше, так как нет подъема ни шума (широкопослосного джиттера), ни всплесков.

6.png

Разумеется, нельзя не сделать сравнение с Dr.DAC2 DX Muses. Здесь DX Muses демонстрирует больший уровень низкочастотного джиттера, видно как юбку вокруг основного тона, так и отдельные всплески.

Некоторый вопрос возникает только при тесте интермодуляционных искажений при выходном уровне 0 dBFS, при таком сигнале можно видеть искажения, вызванные вероятно цифровым фильтром самого ЦАП, снижение уровня уже на 0,1 дБ полностью убирает все искажения. Для точной оценки нужны данные других устройств, выполненные на 1792a с известными настройками примененного цифрового фильтра. Те устройства, что были на измерениях с применением PCM1792a показали точно такую же картину. Такое поведение ЦАП не является широко известным, т.к. измерения часто проводятся при уровнях -1 или -3 дБ для интермодуляционных искажений и соответственно мало данных для анализа резальтатов именно с 0 дБ.

Технически STU – это одно из грамотно сделанных устройств, в противовес которому можно привести только очень ограниченное количество устройств. Отдельно для фанатов Dr.Dac2 – тракт ЦАП у STU реализован лучше. Dr.Dac 2 долгое время был примером того, как должен выглядеть недорогой цап и на текущий момент первенство можно смело передать STU.

Разница в выпуске Dr.Dac2 и STU – пять лет и было бы здорово увидеть аналогичное устройство хотя бы через год, а не очередные 5 лет. Может ответный удар нанесет Creative? Или Teac с CambrigeAudio подвинут свои продукты в более бюджетный сектор?

ASUS_Essence STU HP1_fr_impedance.png

Полное выходное сопротивление не нулевое (9 Ом) и аналогичное моделям ST и STX. График представляет собой прямую, соответственно изменения в АЧХ будут зависеть лишь от формы кривой импеданса.

2.png

Усилитель для наушников предлагает два режима, один оптимален для вставных наушников (в зависимости от нагрузки, выходное напряжение от 0.25 до 0.5 В), другой для полноразмерных с выходным напряжением от 2,5 до 5 В.

В информации от STU есть упоминание, что усилитель выдает до 7 В, однако такое справедливо будет только для выбора аналогового входа.

RAA Report: Подробный отчет линейного выхода STU
RAA Report: Отчет выхода для наушников в режиме Low
RAA Report: Отчет выхода для наушников в режиме Hi

Итоги

Устройство получилось очень хорошим, если бы его выпустил именитый аудио производитель с размещением блока питания внутри корпуса, то цена под $1000 не являлась бы высокой, при позиционировании устройства как ЦАП. Отрадно видеть, что ASUS выходит на новые для себя рынки благодаря качественной реализации продуктов, с каждым разом все меньше привлекая маркетинг и рекламные уловки. Как ЦАП, устройство получилось наверно самым лучшим на сегодняшний день в данной ценовой категории. С позиции комбайна – найти конкурирующие решения вполне возможно, где применен более качественный усилитель и более простой тракт ЦАП, но при наличии высококачественных наушников лучшим решением станет STU с внешним усилителем.

Когда-то Dr.DAC 2 показал пример, что за доступную стоимость возможно делать качественные с инженерной точки зрения устройства. STU же демонстрирует еще более высокий уровень качества и в качестве высокого соотношения качество/цена теперь вполне можно приводить именно STU. Субъективные тесты показали высокое качество звучания, а в объективных тестах не обнаружилось никаких проблем.

Владельцам дорогих высококачественных трактов вполне можно порекомендовать STU для использования, но вряд ли кто-то такой рекомендацией воспользуется, т.к. когда бюджет позволяет купить цап дороже $1000, то экономия часто не является решающим фактором, а при выборе учитывается внешний вид (ЦАП должен вписаться в основную систему), наличие пульта ДУ, красивый дисплей, балансные выходы, престиж марки, используемые фичи и т.п. STU тут просто напросто слишком дешево стоит невзирая на качество звучания. Однако, когда при очередном апгрейде ЦАП, текущий будет продан, а новый еще не куплен, можно спокойно переждать паузу используя STU.

Просторность платы вероятно сделает очень популярным различный моддинг, внутри полно свободного места. И, кажется, еще не началась мода на «золотые прецизионные» резисторы?

Предварительная стоимость озвучена как $400, что несколько выше ожиданий видеть подобный ЦАП в пределах $250-300, но при этом полноценных альтернатив практически нет и в более дорогом секторе. Таким образом, цена более чем адекватна, хотя и кажется высоковатой с позиции позиционирования ЦАП для домашнего компьютера. Когда-то Infrasonic анонсировал подобный ЦАП на PCM1792a, и стоимость была в пределах $800-900. Таким образом цена неоднозначна, для начинающих аудиофилов она может показаться высокой, а для обеспеченных - излишне низкой.

Отдельно стоит отметить, что STU поддерживает потоки до 192 кГц и 24 бит с полноценной поддержкой ASIO.

У STU есть все шансы стать хитом на довольно продолжительное время, главное чтобы был доступен в свободной продаже, а конкуренты продолжали спать.

Автор: 
08.07.2013


Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter. Это не требует регистрации. Спасибо.

Поделитесь в социальных сетях




Еще интересное для чтения

Комментарии и отзывы (28)


Страницы: Пред. 1 2 3 След.
Мне нравится0
Сергей Иваов
нашел, на амазоне продают, 410$
Мне нравится0
romanrex
В материал добавлены ссылки на отчеты
Мне нравится0
openid.yandex.ru/apecr
romanrex,
Прочитал обзор, сложилось впечатление что STU побила флагманскую ONE (обычную). Особенно по джиттеру. И никакие тороиды преимущества не дали. Откатился бы на STU если бы та стоила +/-8000. Получается как ЦАП STU лучше, но ушник чуть слабее? Будет ли существенная разница на 300-омных наушниках кроме громкости?
Мне нравится0
romanrex
У One не только громкости больше на выходе для наушников, но и в целом у усилителя выше качество - меньше резкости, более приятный звук.
Мне нравится0
romanrex
Тороидальный трансформатор хорош при плотном монтаже, плюс большинство внешних блоков питания - импульсные. И итоге многим кажется, что если блок питания внутри, то звук будет лучше, чем если он будет снаружи. На деле разницы нет и выносной блок питания позволяет получить более компактные габариты основного блока. Кому будет нужно - смогут поменять комплектный блок на аналогичный тороидальный.
Мне нравится0
openid.yandex.ru/apecr
Спасибо. Нет ли у вас сведений о версии прошивки CM6631A на STU? Это можно узнать посмотрев "коды ID оборудования" в диспетчере устройств на вкладке "сведения" после &Rev_****, где **** - версия прошивки. Или может так знаете. Скорее всего там стоит 0111, которая также вышла и для Essence One, быть может в ней пофиксен низкочастотный джиттер, и в новых тестах Essence One показала бы себя лучше?
Мне нравится0
Alex Ivanov
Скажите пожалуйста, я правильно понял что линейный выход не регулируемый?


Пардон. Увидел.
Мне нравится0
Иван
Вот бы еще они портативные плееры начали выпускать с хорошими ЦАП! С их мощностями бы спокойно задвинули iriver и всех остальных.
Мне нравится0
Stor
romanrex,
Отличная статья! Есть несколько вопросов от новичка. Буду очень благодарен, если поможете

моя комплектация: стационарный комп - игровая звуковая карта Creative X-fi Elite Pro <=> наушники Dennon AH-D5000 <=> нашники-затычки Sennheiser IE 800 <=> наушники затычки AKG K3003i. Планирую использовать в будущем только затычки топ класса.

1) Меня прежде всего интересует, какой из вышеперечисленных источников лучший для прослушивания музыки высокого качества (много 24бит/96кгц треков, винилрипов) в хороших наушниках (не знаю, насколько хорошими они должны быть, чтобы почувствовать разницу в ЦАПах-усилителях, но слух у меня хороший и давно натренирован хорошим качеством smile;) ). По данной теме Вы писали, что а) *при использовании электростатических наушников ценой 1000$ ...... однозначное предпочтение какому-либо из ЦАП отдать сложно* и б) *с позиции комбайна – найти конкурирующие решения вполне возможно*. Интересен вариант комбайна (ценовой диапозон  до 20 тысяч меня устроит, возможно чуть больше); вариант Asus Xonar Essence STU + ещё один усилок мне не очень мне нравится, но возможно вы считаете его лучшим??

Более детально, меня интересуют именно наушники затычки, из-за удобства и мобильности, можно ли в них услышать разницу между вышеперечисленными источниками? (все таки АКG K3003i считается топовым и стоит совсем немалых денег). У меня в планах купить одну из 2х топовых моделей наушников-затычек: Sennheiser IE 800, или подороже AKG K3003i (если есть мнения насчет этих, либо каких либо других затычек, буду рад услышать).

2) вопрос совсем новичка); насколько усилитель действительно влияет на качество звука? Действительно ли, если с Asus STU поставить внешний усилок будет значительно лучше, чем без усилка?

3) что делать с игровой картой? использовать вместе или убрать совсем. И если убрать, какой минус в играх?

Отдельный вопрос про E-MU 1616M. Насколько он хорош в качестве ЦАПа-усилителя, так как входы для микрофонов с фантомным питанием явно мне не помешают.

Заранее благодарен. Искать все ответы в интернете довольно сложно и долго. Если будут другие желающие помочь, буду рад услышать все мнения.
Мне нравится0
romanrex
1-2) STU хорош в первую очередь как ЦАП, усилитель там просто хороший, несколько лучший чем у X-Fi EP. Затычкам с их высокой чувствительностью нужен усилитель, способный качественно играть ни низких уровнях сигнала и иметь очень низкий уровень собственного шума. В большинстве случаев производители вкладываются в усилители под полноразмерные наушники, а под затычки сейчас в основном делают портативные усилители.

В качестве комбайна очень хорош One Muses, но это комбайн с мощным усилителем. Возможно, если поддержка ASIO не критична, то Dr.DAC2 будет более оптимальным решением под наушники.

Из IE800 и K3003, однозначно ie800, т.к. K3003 в большей степени имиджевый продукт и не факт, что будет лучше против новых гибридных SONY за более чем умеренную цену.

Кстати, если наушники будут использоваться дома, то может имеет смысл посмотреть на портативные STAX SR 002 + в обязательном порядке индивидуальные насадки, т.к. дефолтные звуководы и насадки крайне неудобные?

Электростаты KOSS ESP950 - это начальный уровень для электростатов smile:) Для лучшей слышимости можно использовать старшие STAX и там уже ценник будет выше $20000. В наушниках же категории до $1000 разница в звучании ЦАП-ов верхней категории минимальна - там прогресс в технологиях (при старой цене) ушел заметно вперед.

3) EP имеет смысл использовать только в тех играх, где есть аппаратная поддержка ускорения звука, во всех остальных все будет одинаково. В системе без проблем можно держать несколько звуковых карт, проблемы совместимости бывают только между редкими картами.

У 1616m усилитель для наушников номинального качества, уступающий STU. Сам 1616m использую исключительно для измерений. 1616m с X-Fi одновременно может и не заработать из-за общих библиотек в драйверах, либо после долгих плясок с бубном.
Страницы: Пред. 1 2 3 След.

Возврат к списку >>>





Система Orphus

Яндекс.Метрика