ASUS Essence STU USB DAC

       

ASUS Essence STU USB DAC ASUS постепенно делает расширение линеек продуктов из компьютерного аудио в Hi-Fi аудио, в ту область, где компьютер является не ядром системы, а лишь опциональным приложением.

С каждым годом количество пользователей ноутбуков растет, в то время как внешних звуковых карт с «серьезной начинкой» и низкой стоимостью на рынке практически нет. Для рынка Hi-Fi это нормальное явление, в то время как для компьютерного рынка это нонсенс, ведь уже несколько лет подряд есть высококачественные решения с умеренной стоимостью в $100-200: Creative Titanium HD/ZxR, Asus Essence ST/STX, E-MU 1212m, Audiotrak HD2. На внутренних рынках (японском, китайском и т.п.) есть решения от широкоизвестных компаний от Onkyo и Auzen.

DSCF0297 копия.jpg

Внешние звуковые карты многие производители автоматически причисляют к устройствам второго сорта по простой причине – внешние устройства обладают меньшим быстродействием (ограниченным потоком при передаче данных) и не годятся для серьезных задач. А серьезные задачи в PRO секторе были и остаются – сверхнизкая задержка с помощью ASIO, где аппаратным ограничением является стабильность и пропускная способность USB.

DSCF0299 копия.jpg

В геймерском секторе многое аналогично - низкая задержка при обмене данных аппаратными ресурсами карты. Ноутбуки по своей природе не предназначены для тяжелых задач, связанных с обработкой аудио и ресурсоемкими играми и вполне логично, что с ноутбуком пользователь решает лишь черновые задачи, простые операции с обработкой аудио или игрой, где нет нужды в мощных ресурсах. Соответственно и «серьезные внешние» карты не нужны. Однако за последние несколько лет ситуация в корне изменилась, ноутбуки стали существенно производительнее (стали справляться с многими задачами в PRO аудио, плюс в современных секвенсорах есть функции заморозки треков для уменьшения потребления ресурсов), а в игровом секторе исчезла поддержка аппаратной обработки звука. Соответственно если для PRO задач еще есть нарекания в сторону внешних звуковых карт с большим уровнем задержки в ASIO, то для обычных потребителей никакой разницы нет, внутренняя карта, или внешняя.

DSCF0112 копия2.jpg

С позиции удобства, планшеты и ноутбуки здорово теснят стационарные компьютеры и отлично подходят для интернет серфинга, просмотров фильмов и прослушивания музыки. Вот только звуковых карт для ноутбуков на качественных комплектующих практически нет.

Внешняя карта всегда дороже внутренней за счет наличия корпуса, и пока доминирующее количество пользователей было со стационарными компьютерами, внешние карты были менее популярны из-за более высокой стоимости против аналогов внутренних карт. Но как только аппаратная поддержка ускорения звука стала не актуальной, а количество пользователей планшетов и ноутбуков стало много, то появился и большой спрос на качественные внешние звуковые карты. К такому повороту событий большинство производителей не были готовы. К сожалению, на рынке потребительских звуковых карт оказалось всего два гиганта – Creative и ASUS, а остальные производители - это PRO рынок, которые свернули производство потребительских карт и сосредоточились на выпуске мобильных карт «для черновой работы с ноутбуком». Известные Hi-Fi бренды пока не сильно спешат представить компактные ЦАП-ы с низкой стоимостью.

Creative, известный своими технологиями в играх и упором на игровой звук не посчитал нужным сделать упор на внешних картах. В планах вроде как что-то есть, но нет никакой ясности, когда, что и почем. Был выпуск звуковой карты Creative X-FI HD USB, но при этом решение было не столь совершенно, как Titanium HD (проще ЦАП, без сменных ОУ и т.п.).

ASUS же только начал пробовать силы в аудиофильском секторе и ограничился внутренними картами ST и STX, завоевавших высокую популярность.
Параллельно на внутренних рынках Кореи, Китая и Японии появилось немало интересных устройств, с использованием топовых ЦАП-ов и аудиофильских комплектующих: конденсаторов, ОУ и т.п.. Некоторые из них получились по принципу сборной солянки, когда все компоненты качественные, но при низком инженерном уровне разработки параметры на выходе устройств оставляли желать лучшего. А некоторые устройства приобрели высокую популярность, вроде Audiotrack Dr. Dac 2, где инженерный уровень оказался на достаточно высоком уровне.

Проблема большинства таких устройств оказалась в невозможности вывести продукты за пределы внутренних рынков из-за отсутствия адекватной маржи для дистрибьюторских сетей. В итоге сложилась ситуация, когда на Российском рынке внешние ЦАП-ы от именитых производителей стоят дорого, от $500 и выше (комбайны с усилителем для наушников от $700), а китайские продукты существенно дешевле, но только с возможностью заказа с ebay с соответствующими рисками и лишними телодвижениями. Те, кто освоил покупки из-за границы, не ощущают в этом глобального неудобства, но остальные готовы переплачивать значительные суммы за покупку «здесь и сейчас» и без проблем с языковым барьером.

Но вернемся к новинке от ASUS Essence STU. До ее появления на нашем рынке ближайшим конкурентом является Dr.Dac Prime, с отличным ЦАП и возможностью смены ОУ. Рекомендуемая розница на нашем рынке - $500. Остальные решения, вроде E-MU0404/0204, Creative X-Fi HD USB – укладываются от $100 до $300, используют один из старших ЦАП от AKM и не имеют возможности смены ОУ, что относит их к хорошим решениям, но «не аудиофильским». С такими картами всегда есть опасение, что чего-то да не хватает.

ASUS Essence STU повторяет свои внутренние аналоги ST и STX и практически полностью решает задачу по выбору источника с высоким качеством за умеренную стоимость. На данный момент продукт еще не поступил в продажу, а основные впечатления получены с предсерийных образцов (прототипов), но вероятность того, что серийные образы в чем-то в корне будут отличаться минимальна.

С позиции серьезного внешнего ЦАП это второе устройство от ASUS, первым был более дорогой ASUS Essence One.

Внешний вид ASUS Essence STU


После ASUS Essence One, STU выглядит очень строго и совсем не похож на старшую версию. С позиции дизайна автору более привлекательна концепция One с уникальным внешним видом и плавно-хищными изгибами корпуса. STU же представлена в «квадратном» корпусе и воспринимается менее серьезно. Некоторые участники форумов уже высказались на тему того, что новинка больше похожа на роутер, чем на ЦАП и в чем-то они правы. С другой стороны, с позиции эксплуатации STU около компьютера есть неоспоримые плюсы, на STU можно спокойно поставить другие устройства или вообще разместить между книг на полке. Ни One, ни Dr.Dac2 такой эргономикой не располагает. С позиции эксплуатации устройство получилось удачным – на корпусе нет вентиляционных отверстий, можно без опасений сверху даже чашку с кофе поставить. Большим плюсом можно отметить и практичный металлический корпус, который с функциональной точки зрения защищает от помех и при этом гладкая поверхность с краской не подвержена царапинам. У Dr.Dac Prime и большинства продуктов ESI используется алюминиевый корпус, который безусловно красив, пока устройство эксплуатируется первый день, но очень быстро покрывается царапинами в дальнейшем.

Устройство невысокое, но довольно широкое и большое в глубину, если сравнивать с Dr.Dac Prime и прочими внешними портативными звуковыми картами.

DSCF0292 копия.jpg

На передней панели расположены индикаторы, кнопка питания, кнопка переключения источника, независимые регуляторы громкости для линейного выхода и наушников и одно гнездо 6,3 мм для наушников. В сравнении с One индикаторы маленькие и не такие яркие, что не делает STU излишне ярким в темноте. Если же кому-то яркость покажется лишней, прикрыть отверстия от светодиодов достаточно просто, они не выступают над поверхностью.

DSCF0293 копия.jpg

На задней панели расположены цифровые входы, такие как USB, SPDIF и TOSLINK. Отдельно есть аналоговый вход, благодаря которому STU может работать как простой усилитель для наушников или предусилитель. Линейный выход выполнен парой RCA. Переключатель уровня усиления для наушников пружинный, с одним положением, т.е. при нажатии на него, подается команда о необходимости изменить уровень усиления, после чего рычаг возвращается в исходное положение.

DSCF0296 копия.jpg

ASUS Essence STU внутри

Внутри плата разделена на три зоны, слева питание, в середине цифровая часть и справа аналог. Расположение элементов просторное.

DSCF0313 копия.jpg

Полное подробное фото внутренностей карты будет приведено позже, когда появятся серийные образцы, т.к. в финальном варианте должны появиться дополнительные перемычки для установки разных режимов в секции усилителя (серво в обратной связи). Сейчас посмотрим на то, что скорее всего не будет изменено в финальной версии.

IMG_7281 копия.jpg

В качестве цифроаналогового преобразователя применен PCM1792a – это старшая микросхема в линейке у производителя и которая обладает одними из лучших характеристик на сегодняшний день (полноценную конкуренцию предоставляет только новый ЦАП от ESS ES9018). PCM1792a можно увидеть лишь в дорогостоящих устройствах высшего класса и пока что исключением из общего правила составляли только карты ST и STX. В One используются PCM1795, которые по своим характеристикам повторяют PCM1796 и формально являются улучшенной версией с поддержкой данных до 32 бит и возможностью использования внешнего DSP на участке цифрового фильтра. PCM1792a возможно не обновлен из-за существующего альтернативного варианта PCM1795a+внешний DSP.

DSCF0311 копия.jpg

По идее PCM1792a лучше PCM1795 и в One в какой-то степени было бы логично увидеть его, но тут вероятно вмешался маркетинг, требующий от продукта каких-то новых введений, которые можно было бы гордо объявить “первыми” и это было сделано в виде первого в мире ЦАП с восьмикратным оверсемплингом. На PCM1792a такое реализовать было бы невозможно, а в качестве компенсации от PCM1795 использована схема с двойным моно.

IMG_7295 копия.jpg

Преобразование ток-напряжение выполнено с помощью LME49720, а в качестве фильтра используется LM4562. По большому счету эти ОУ между собой одинаковы, а существующие различия с позиции производителя несущественны. Эти ОУ относятся к одним из лучших для аудио. Довольно часто в подобные продукты ставят NE5532, имеющие относительно невысокую стоимость и потому подлежащие немедленной замене на что-то более дорогое (и не обязательно лучше звучащее). В случае с STU делать эксперименты с заменой ОУ будет интересно только тем, кто изначально хочет играть в эти игры, а остальным достаточно знать, что шансы вывести звучание STU на принципиально новый уровень достаточно низки, и так уже все заложено по максимум для раскрытия потенциала. Остальной рост возможен будет лишь при использовании паяльника и продвинутых знаний в области «цапостроения».

Касаемо ультрадорогих ОУ – это будет три Muses 01. Была возможность попробовать поставить операционные усилители от Burson Audio, но к сожалению результат оказался не утешительным, ОУ адекватно работали лишь при пониженном уровне сигнала на -15 дБ, при более же высоком уровне возникал рост гармоник высоких порядков.

IMG_7288 копия.jpg

За SPDIF отвечает TI PCM9211. По умолчанию, это еще и ЦАП/АЦП, но эти функции в нем не задействованы (а жаль, запись бы в «черновом варианте» не была бы лишней). Рядом видно место с не распаянной микросхемой, в финальной версии там установлен  Cirrus Logic CS2000, отвечающий за подавление джиттера. На фото плата прототипа.

IMG_7286 копия.jpg

За связь с USB отвечает CM6631A Он же используется и в Asus Essence One. Благодаря ему устройство поддерживает передачу данных в форматах до 192 кГц и 24 бит.

IMG_7291 копия.jpg

Ранее по неподтвержденной информации считалось, что тут должен быть установлен Cirrus Logic CS2000, отвечающий за подавление джиттера. На деле он оказался впоследствии распаянным около PCM9211.

На деле не всегда известно, что будет распаяно, а что нет в финальной версии. Производство таких плат в единичных экземплярах дорогостоящее удовольствие, и часто проектируют плату сразу под несколько конфигураций, где после проводится сравнение различных микросхем и элементов, a после выбирается окончательный вариант. А плата какой была, такой и остается. К слову, у Audiolab M-Dac где-то одна треть места отводится под нераспаянные элементы…

DSCF0308 копия.jpg

Для получения низкого уровня джиттера можно видеть отдельные генераторы с частотами кратными 44,1 и 48 кГц.

IMG_7297 копия.jpg

Усилитель для наушников сделан на TPA 6120A2 аналогично ST/STX/Phoebus. Микросхема для усиления отличная, хотя на сегодняшний день кто-то предпочел бы решение на дискретных элементах как в Dr.Dac2. В текущей тестовой версии не было Servo блока на участке обратной связи, поэтому все результаты связанные с тестированием усилителя для наушников пока не окончательные.

DSCF0302 копия.jpg

Разъемы RCA можно спокойно поменять на другие, для этого не нужен паяльник. Устройство просто идеально подходит для различного моддинга.

В тракте линейного входа используется ОУ LM4562 без возможности замены. Если сравнивать с Dr.DAC2, то там использовался менее качественный JRC4580.

Устройство питается от внешнего блока питания с параметрами 12 В и 3А. Еще один элемент для возможного моддинга в сторону внешней батареи.

STU в работе

При подключении к компьютеру необходимо поставить отдельный драйвер, после чего устройство определяется в системе. STU поддерживает воспроизведение с частотой дискретизации 192 кГц, есть поддержка ASIO драйвера.

DSCF0570 копия.jpg

При воспроизведении через ASIO на панели STU загорается индикатор Bit Perfect, сигнализирующий, что звуковой поток передается в обход системного микшера Windows без деградации.

STU работает стабильно, каких-либо проблем замечено не было.

asio.png

Порой существуют нарекания в сторону авторов обзоров, что у автора все работает стабильно, а у отдельно взятых пользователей все плохо – это нормальная ситуация, т.к. у автора никогда нет сотни разных компьютеров в различных конфигурациях, а глюки встречаются лишь в некоторых из них. Делать более обширные выводы можно лишь спустя пару лет после выхода продукта, когда на форумах скапливается определенное количество отзывов, а бета драйверы заменяются стабильными версиями. В случае с STU драйвер повторяет драйвер One, на который нареканий за уже продолжительное время не было, соответственно не должно быть проблем и у STU.

DSCF0299 копия2.jpg

Переключение уровня усиления для наушников сделано довольно интересно. При подключенных наушниках уровень усиления изменить нельзя, сколько не нажимай на пружинный рычаг. Это своего рода железная защита от случайного перехода в более «громкий» режим. При подключении наушников-затычек это полезная защита как для слуха, так и механической защиты наушников, способных выйти из строя. В целом, вначале это непривычно и не стандартно, но потом воспринимается как очень продуманное решение. Чувствуется, что продукт не копировали с чего-то и не делали по известным стандартным подходам, а многие моменты разрабатывали с нуля и задавались вопросом об эргономике под обычного пользователя, из-за чего мы видим новые и свежие решения.

Если наушники не подключены, то выход для наушников неактивен, а при подключении активируется с небольшой паузой. Регулировка громкости линейным выходом и выходом для наушников раздельная, как в One.

Площадь свечения у индикаторов очень маленькая, поэтому в светлом и темном помещении светодиоды не слепят. Это своего рода работа над ошибками от One, где светодиоды были излишне яркими.

Звучание Asus Essence STU

Традиционно для сравнения устройств высокого класса использовалось двойное слепое тестирование, на акустических системах для оценки реализации потенциала ЦАП и прослушиванием выхода для наушников.

DSCF0553 копия.jpg

Тракт с акустическими системами представляет собой высококачественную Bi-Amp систему из:
• Активный кроссовер Behringer cx2310 - обеспечивает настраиваемые разделительные фильтры четвертого порядка.
• Усилитель низкочастоного динамика Eton 8/800 hex (такой же используется в Adam s2.5a): Technics SE-A5
• Усилитель высокочастотного динамика Vifa XT25 (аналогичный используется в bluesky): Technics se a7

DSCF0407 копия.jpg

Примерная стоимость такого тракта оценивается начиная от $5000 (информация для тех, кто меряет качество ценой).

Все источники были приведены к единому уровню громкости для исключения любых психоакустических факторов в соответствии с рекомендациями AES с точностью до 0,1 дБ. Переключение производилось мгновенно между источниками через коммутатор на галетном переключателе для минимального влияния на звук.

Выставление оценок производилось при слепом тестировании, где после фиксации оценок добавлялись данные о названии источника. Такой подход позволяет получить максимальную беспристрастность и устранить вероятность самовнушения слышимости разницы там, где ее нет.

Выход ЦАП

DSCF0112 копия.jpg

Для сравнения использовалась профессиональная звуковая карта 1616m, ASUS Essence STX, Dr.DAC 2 Muses, ASUS Essence One Muses и Audiolab M-DAC.

STU vs 1616m, STX и Dr.DAC2 Muses

IMG_7895 копия.jpg

Разница между 1616m, STX, Dr.DAC2 Muses невелика, эти устройства примерно одного уровня. STU превосходит по качеству звучания их всех более четким построением сцены и проработанностью ревербационных хвостовв. STU и STX визуально собраны из одинакового набора компонентов (без учета разницы для интерфейсов USB/PCIx), но тесты показывают, что STU свободна от джиттера в режиме 44.1 кГц и возможно было учтено что-то еще, что позволило получить более высокое качество и более полно раскрыть потенциал ЦАП.

DSCF0603 копия.jpg

STU vs M-DAC и One Muses

Audiolab M-DAC и One Muses относятся к более высокой ценовой категории, стоимостью в районе $1000 (на нашем рынке $1300 и $900 соответственно).
STU демонстрирует уровень качества очень близкий к M-DAC, звучание такое же детальное, свободное, хорошее позиционирование источников и хорошая передача панорамы в глубину. Сравнивая результаты, за M-DAC хочется отметить большую детальность и четкую атаку, а за STU более спокойную подачу звукового материала. One Muses звучанием отличается в большей степени. С позиции детальности – это уровень 1616m, STX и Dr.Dac2, но при этом с комфортной передачей звука, когда первично слитное звучание, а не детали по отдельности. Приоритет между слитным звучанием и детальностью обычно у каждого потребителя разный и часто череда смены ЦАП-ов - это постепенное улучшения звучания с переменным улучшением каждого из этих параметров.

DSCF0604 копия.jpg

Возможно, уровень детальности у One оказался ограничен PCM1795, против ES9018 в M-DAC и PCM1792a в STU, т.к. все устройства демонстрируют высокие технические параметры и разница в основном обусловлена самими ЦАП. Возможно долю «музыкальной слитности» One обеспечили старшие ОУ MUSES. Таким образом – One Muses можно охарактеризовать как музыкальный комфорт, а STU как высокую детальность.

При этом в звучании M-DAC и STU дело не только в микросхемах ЦАП, ведь STU превосходит STX/ST, а M-DAC превосходит iBasso DX100 (использующий также ES9018). Некоторые особенности звучания прослеживаются между продуктами, выполненными на одинаковых ЦАП, но обвязка при этом также играет не малую роль.

Сравнение источников высокого класса так же лишний раз преподносит и другую истину, для уверенной слышимости различий необходим высокого уровня последующий тракт, который в свою очередь настолько дорог, что экономия на источнике выглядит достаточно смешной, ведь если источник категории до $500 является дорогим, то что же из себя представляют усилитель и колонки? Другой момент, альтернативой акустическим системам сейчас часто служат наушники, в которых качество источника так же можно уловить.

PICT0183 копия.jpg

При использовании электростатических KOSS ESP 950 (начальный уровень электростатических наушников – комплект $1000) отдать однозначное предпочтение какому либо из цап оказалось очень сложно.

Выход для наушников

Усилитель для наушников у STU можно охарактеризовать как хороший. При сравнении с STX повторяется то же характерное звучание. Уровень максимальной громкости при использовании источника в виде ЦАП чуть ниже в сравнении с STX.

DSCF0405 копия.jpg

Если делать сравнение с Dr.Dac2 Muses, то Dr.Dac2 лучше справляется с низкоомной нагрузкой, однако говорить о принципиально другом уровне не приходится. Стоит сравнить звучание усилителей Dr.Dac2 и STU с внешними усилителями от SPL, Burson Audio и т.п., то разницу можно охарактеризовать как существенную а сторону последних. Встроенный усилитель у M-DAC превосходит Dr.Dac2 и STU, но уступает усилителю от One Muses. В качестве комбайна ЦАП + усилитель лучше всех показал себя One Muses.

При сравнении с устройствами не только более высокого класса, но и наоборот начального, был взят микшер Behringer UB502 - он по качеству существенно уступил усилителю STU. По большому счету разницу можно выстроить следующим образом: UB502 – мутное кашеобразное звучание с резким звучанием, STU – отсутствие мутности, M-DAC- добавление детальности и уменьшение резкости, One - отсутствие признаков резкости.

Таким образом, для своего класса у STU адекватный усилитель для наушников, а для перехода на новый уровень потребуется отдельный усилитель.

Общий вывод

STU в первую очередь представляет собой высококачественный ЦАП, способный тягаться с более дорогими устройствами и во вторую очередь как усилитель для наушников. STU будет удачным вариантом апгрейда системы, будь то компьютер без звуковой карты, компьютер с профессиональной или игровой картой с цифровым выходом или внешний ЦАП для Hi-Fi системы.

Владельцам студийных мониторов стоит учесть, что STU оснащен только небалансными выходами. Проблема это или нет – зависит в первую очередь от реализации небалансного входа мониторов и длины проводов. На коротких проводах в 2-3 метра наводки наловить сложно.

Тут для Hi-Fi системы STU выглядит привлекательно еще из-за того, что есть возможность использовать устройство как предусилитель, либо ЦАП без регулировки громкости и при этом из-за отсутствия балансных выходов (как правило не использующихся в Hi-Fi) можно наблюдать отсутствие высокой цены на устройство.

Технические измерения ASUS Essence STU

Лишний раз хочется отметить, что результаты измерений относятся к прототипным образцам, поэтому результаты могут отличаться у серийных образцов.

ASUS_Essence STU Line_amp_noise.png

Уровень сигнал/шум с помощью E-MU1616m зафиксирован как 117.5 дБ, что является очень высоким показателем при разрешающей способности E-MU фиксировать до 118 дБ.

ASUS_Essence STU Line_amp_thd.png

Уровень искажений наблюдался от 0.0008% до 0.0003% в зависимости от модели прототипа при уровне первой гармоники -3 дБ.

Уровень сигнал/шум не зависит от режимов как в ST и STX (где режим 44.1 обладает худшими характеристиками), в этом плане все ОК. Режим 44.1 работает полноценно.
Нет никакого низкочастотного джиттера при подключении через USB, как у One.

ASUS_Essence STU Line_amp_jitter.png

В целом, если делать дотошный анализ джиттера, то шумовая полка немного поднимается при наличии сигнала, однако подъем становится заметным лишь при высокочастотном сигнале и это норма для большинства устройств, независимо от стоимости.

5.png

Если сравнить результаты STX и STU в тесте J-Test (используется специальный сигнал, наиболее поверженный влиянию джиттера), то STX демонстрирует всплески узкополосного джиттера на отдельных частотах до -115 дБ, а у STU лишь небольшой подъем равномерного шума (широкополосный джиттер). По данному параметру M-Dac выглядит лучше, так как нет подъема ни шума (широкопослосного джиттера), ни всплесков.

6.png

Разумеется, нельзя не сделать сравнение с Dr.DAC2 DX Muses. Здесь DX Muses демонстрирует больший уровень низкочастотного джиттера, видно как юбку вокруг основного тона, так и отдельные всплески.

Некоторый вопрос возникает только при тесте интермодуляционных искажений при выходном уровне 0 dBFS, при таком сигнале можно видеть искажения, вызванные вероятно цифровым фильтром самого ЦАП, снижение уровня уже на 0,1 дБ полностью убирает все искажения. Для точной оценки нужны данные других устройств, выполненные на 1792a с известными настройками примененного цифрового фильтра. Те устройства, что были на измерениях с применением PCM1792a показали точно такую же картину. Такое поведение ЦАП не является широко известным, т.к. измерения часто проводятся при уровнях -1 или -3 дБ для интермодуляционных искажений и соответственно мало данных для анализа резальтатов именно с 0 дБ.

Технически STU – это одно из грамотно сделанных устройств, в противовес которому можно привести только очень ограниченное количество устройств. Отдельно для фанатов Dr.Dac2 – тракт ЦАП у STU реализован лучше. Dr.Dac 2 долгое время был примером того, как должен выглядеть недорогой цап и на текущий момент первенство можно смело передать STU.

Разница в выпуске Dr.Dac2 и STU – пять лет и было бы здорово увидеть аналогичное устройство хотя бы через год, а не очередные 5 лет. Может ответный удар нанесет Creative? Или Teac с CambrigeAudio подвинут свои продукты в более бюджетный сектор?

ASUS_Essence STU HP1_fr_impedance.png

Полное выходное сопротивление не нулевое (9 Ом) и аналогичное моделям ST и STX. График представляет собой прямую, соответственно изменения в АЧХ будут зависеть лишь от формы кривой импеданса.

2.png

Усилитель для наушников предлагает два режима, один оптимален для вставных наушников (в зависимости от нагрузки, выходное напряжение от 0.25 до 0.5 В), другой для полноразмерных с выходным напряжением от 2,5 до 5 В.

В информации от STU есть упоминание, что усилитель выдает до 7 В, однако такое справедливо будет только для выбора аналогового входа.

RAA Report: Подробный отчет линейного выхода STU
RAA Report: Отчет выхода для наушников в режиме Low
RAA Report: Отчет выхода для наушников в режиме Hi

Итоги

Устройство получилось очень хорошим, если бы его выпустил именитый аудио производитель с размещением блока питания внутри корпуса, то цена под $1000 не являлась бы высокой, при позиционировании устройства как ЦАП. Отрадно видеть, что ASUS выходит на новые для себя рынки благодаря качественной реализации продуктов, с каждым разом все меньше привлекая маркетинг и рекламные уловки. Как ЦАП, устройство получилось наверно самым лучшим на сегодняшний день в данной ценовой категории. С позиции комбайна – найти конкурирующие решения вполне возможно, где применен более качественный усилитель и более простой тракт ЦАП, но при наличии высококачественных наушников лучшим решением станет STU с внешним усилителем.

Когда-то Dr.DAC 2 показал пример, что за доступную стоимость возможно делать качественные с инженерной точки зрения устройства. STU же демонстрирует еще более высокий уровень качества и в качестве высокого соотношения качество/цена теперь вполне можно приводить именно STU. Субъективные тесты показали высокое качество звучания, а в объективных тестах не обнаружилось никаких проблем.

Владельцам дорогих высококачественных трактов вполне можно порекомендовать STU для использования, но вряд ли кто-то такой рекомендацией воспользуется, т.к. когда бюджет позволяет купить цап дороже $1000, то экономия часто не является решающим фактором, а при выборе учитывается внешний вид (ЦАП должен вписаться в основную систему), наличие пульта ДУ, красивый дисплей, балансные выходы, престиж марки, используемые фичи и т.п. STU тут просто напросто слишком дешево стоит невзирая на качество звучания. Однако, когда при очередном апгрейде ЦАП, текущий будет продан, а новый еще не куплен, можно спокойно переждать паузу используя STU.

Просторность платы вероятно сделает очень популярным различный моддинг, внутри полно свободного места. И, кажется, еще не началась мода на «золотые прецизионные» резисторы?

Предварительная стоимость озвучена как $400, что несколько выше ожиданий видеть подобный ЦАП в пределах $250-300, но при этом полноценных альтернатив практически нет и в более дорогом секторе. Таким образом, цена более чем адекватна, хотя и кажется высоковатой с позиции позиционирования ЦАП для домашнего компьютера. Когда-то Infrasonic анонсировал подобный ЦАП на PCM1792a, и стоимость была в пределах $800-900. Таким образом цена неоднозначна, для начинающих аудиофилов она может показаться высокой, а для обеспеченных - излишне низкой.

Отдельно стоит отметить, что STU поддерживает потоки до 192 кГц и 24 бит с полноценной поддержкой ASIO.

У STU есть все шансы стать хитом на довольно продолжительное время, главное чтобы был доступен в свободной продаже, а конкуренты продолжали спать.

Автор: 
08.07.2013


Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter. Это не требует регистрации. Спасибо.

Поделитесь в социальных сетях




Еще интересное для чтения

Комментарии и отзывы (28)


Страницы: 1 2 3 След.
Мне нравится0
eugeneir.livejournal.com
Крайне субъективная, изобилующая неточностями, сатья. Вводная, где делается попытка анализа рынка, не выдерживает даже примитивнейшей проверки. Так, автор утверждает, что Audiotrack Dr. Dac 2 приобрёл высокую популярность, но достаточно взглянуть на цифры продаж на eBay с начала 2013 года, чтобы поставить этот тезис под сомнение. Корейские компании Audiotrak и Audinst торгуют на eBay самолично, что позволяет сравнить цифры продаж по их продуктам в классе USB DAC:
Audiotrak Dr.Dac2 DX TE - $328 - 49 sold
Audiotrak Prodigy CUBE - $99 - 531 sold
Audinst HUD-MX2 - $210 - 341 sold
Audinst HUD-MX1 - $152 - 163 sold
Audinst HUD-Mini - $109 - 61 sold
Цифры, естественно, далеко не точны, т.к., если Dr.DAC2 жители  России,  Украины, и даже США вынуждены покупать практически исключительно в eBay-магазине компании производителя, то конкурентный продукт от Audinst (HUD-MX2) доступен от локальных реселлеров (за Россию не уверен, но в Украине и США его можно купить не из-за рубежа, и с гарантией от магазина, это совершенно точно.) Но даже такая, черезвычайно грубая попытка оценки, показывает, что Dr.DAC2 не особо-то популярен. Если же мы попытаемся сравнивать его продажи с продуктами от ASUS,  FiiO, то, боюсь, Dr.Dac2 поджидает полнейшее фиаско, несмотря на технически удачную конструкцию. Уважаемый автор, тот факт, что Dr.DAC2 был тестирован Вами, и обсуждаем на форуме iXBT - не делает его популярным продуктом, увы. Разве что у относительно небольшой группы потребителей.
Подобным же образом никак не обосновываются многие другие утверждения в статье.
И даже крайне нужный и, собственно, самый ценный раздел статьи - технические измерения, - страдает от подобных субъективизмов, основывающихся на принципе "я так сказал". Яркий пример: "Отдельно для фанатов Dr.Dac2 – тракт ЦАП у STU реализован лучше. Dr.Dac 2 долгое время был примером того, как должен выглядеть недорогой цап и на текущий момент первенство можно смело передать STU." Почему лучше? Чем именно лучше? Никакого обоснования не приводится, есть лишь личное субъективное мнение автора статьи и "аргументация авторитетом".
Мне нравится0
romanrex
Количество продаж в мире и количество продаж в определенной стране - разные вещи. Сколько Dr.Dac2 ушло в Россию и сколько по другим странам? Сколько Audinst ушло в Россию?

То, что Audinst продают много, не показатель качества. И известность у Audinst существенно ниже, чем у Dr.Dac2, в том числе и из-за отсутствия обзора на ixbt.com.

Audinst - один из множества китайских продуктов, у которых небольшая цена, приличные комплектующие и неизвестность в плане грамотности схемотехники. На рынке России продукт никак не представлен. Обсуждений на форумах очень мало.

В этом году и прошлом популярность Dr.Dac2 безусловно снижается, многие ЦАП от производителей Hi-Fi становятся доступнее и дешевле.

Fiio вообще есть в свободной продаже на рынке и там пока нет ничего, что могло бы конкурировать ни с Dr.Dac2, ни ASUS.

Цитата
Почему лучше? Чем именно лучше?
Тест джиттера не зря подробно расписан. Существенно лучше соотношение сигнал/шум.

Dr.Dac2 был одним из самых первых и переплюнул ли его Audinst, очень большой вопрос. По результатам на goldenears: сигнал/шум - 110 дБ и искажения - 0,0012%. JAVS, который стартовал позже, сумел только сделать подобие Dr.Dac2 и стал в свою очередь Dr.Dac Prime.

по большому счету, на российском рынке вообще беда с доступностью качественных ЦАП-ов, где из из китайских/корейский есть просто один продукт, про который известно, что он хорошо сделан. Хорошо, что на рынке появится доступная альтернатива.
Мне нравится0
eugeneir.livejournal.com
Цитата
Количество продаж в мире и количество продаж в определенной стране - разные вещи. Сколько Dr.Dac2 ушло в Россию и сколько по другим странам? Сколько Audinst ушло в Россию?
Вы, простите, серьёзно это пишете? Или Вы действительно считаете, что (предположим совершенно фантастический вариант, ВСЕ продажи Dr.DAC2 на eBay за 2013 ушли в РФ, что совершенно точно не так), 49, вдумайтесь, СОРОК ДЕВЯТЬ устройств за полгода - это высокая популярность? Даже если предположить, что Audinst (кстати, это Корея, а не Китай, Вы уж будьте точнее, пожалуйста) не продал в РФ ни одного устройства, что очевидно не соответствует реальному положению дел: устройство пиарилось в РФ, и некоторые владельцы на форумах тоже отписывались, гугл Вам в помощь, да и уж простите, но знание английского языка и чтение зарубежных форумов ничем из ряда вон выходящим не является, то всё равно очевидно, что Dr.DAC2 радикально уступает по популярности другому продукту той же компании Gyrocom - крохотной коробочке начального уровня, Audiotrak Prodigy Cube (вообще несравнимой  c Dr.DAC2).
Изначально Вы упомянули Dr.DAC2 именно в контексте популярности, а не качества, давайте уж придерживаться этого контекста. То, что качество и популярность могут быть совершенно никак не связаны - вполне очевидно, как мне кажется. Так же и в описываемом мною случае. Я интересовался продуктами Audinst. Они уступают Dr.DAC2, но определённо более популярны у покупателей (причины можно обсуждать, их достаточно много). Создаётся впечатление, что Вы пытаетесь не просто ограничиться территорией РФ, но и вовсе свести всё исключительно к аудитории ваших читателей, но при этом не указываете этого. Ну так извольте, напишите, что Dr.DAC2 популярен в круге Ваших читателей, но зачем же обобщать сразу на всех, создавая ложное впечатление?

Поймите, я не хвалю Audinst, эта компания выбрана только потому, что она, так же, как и GYROCOM C&C Co., Ltd., находится в Корее и имеет магазин на eBay. Они нужны лишь для сравнения. Чтобы показать, что, как бы Вам не хотелось, Ваши статьи и форум на iXBT (кстати, чуть ли не единственный, где вообще серьёзно обсуждают Dr.DAC2), равно как и даже популярность Dr.DAC2 в России, уж какой бы она не была, не меняют того факта, что сам по себе Dr.DAC2, не смотря на свою техническую удачность, откровенно отвратительно продающийся продукт. Посему и утверждение о его высокой популярности, как минимум, сомнительно. Особенно, если учесть, что оно не ничем не подкреплено.

Это же относится к FiiO, ASUS и другим компаниям. Понимаете ли, большинству потребителей попросту не известно что внутри покупаемой ими коробочки. Они судят о них по обзорам, оперирующим субъективными впечатлениями авторов, и сложными писаниями о "тёплом/сухом/ярком/тёмном" звуке. Ваши обзоры положительно отличаются наличием промеров, и тем обиднее сталкиваться в них с откровеннымы гуру-замашками уровня "я так считаю, значит так оно и есть, и точка".
Цитата
Тест джиттера не зря подробно расписан. Существенно лучше соотношение сигнал/шум.
Подробно? Один скриншот RAA со сравнением джиттера Dr.DAC и STU? Существенно лучше сигнал/шум? А Вы привели в статье цифры для текущей модели Dr.DAC2 DX TE? Или надо полагаться на Вашу старую статью на iXBT про Dr.DAC2 DX? Или надо основываться на даташитах на ЦАПы, по которым у  PCM1792а и так,"по паспорту" сигнал/шум лучше, чем у PCM1798? Впрочем, плату Dr.DAC2 последних моделей меняли, но незначительно, и вряд ли в последних модификациях есть улучшения по сигнал/шум, но даже если так, -114дБ против -118дБ на "существенно" как-то не очень тянет. Хорошо, Вы упёрлись в параметры E-MU1616m, и у STU? возможно, цифры ещё лучше, но даже это не важно. Я даже не о цифрах говорю, а о том, как об этом написано. Вы бросаете читателю фразу, оставляя ему задачу копаться в технических подробностях. Если вы оперируете измерениями, неужели Вам, как автору статьи, не хочется подать материал подрбоно и красиво? Сделать сравнительную таблицу, продробно описать достоинства и недостатки каждого подхода? Схемотехнику? А не ограничиваться резкой короткой фразой в строну "фанатов Dr.DAC2"?
Я даже вообще опускаю претензии по инженерно-технической части, по ним Вам уже хорошо написали на форуме iXBT, в ветке об Essence STU. 
Статей субъективных, уровня "я так считаю" в интернете что русско- что англоязычно не просто много, а абсолютное, подавляющее, катастрофическое большинство. Очень бы хотелось, чтобы Вы не поддались соблазну писать такие же, субъективисткие и бездоказательные статейки.
Мне нравится0
romanrex
Мне кажется, что кто-то себя накручивает придумывая то, чего нет в тексте.

Цитата
Изначально Вы упомянули Dr.DAC2 именно в контексте популярности, а не качества, давайте уж придерживаться этого контекста.
из материала
Цитата
А некоторые устройства приобрели высокую популярность, вроде Audiotrack Dr. Dac 2, где инженерный уровень оказался на достаточно высоком уровне.
Вы можете придерживаться любого контекста и приписывать что угодно, но спорить будете сами с собой.

Популярность - это не абсолютный показатель продаж за последний период, это еще и известность продукта. И речь идет о том, что Dr.Dac2 был одним из первых, кто смог за бюджетную стоимость получить отличный по тем временам результат. Альтернатив за такую же стоимость и более высоким качеством я не встречал. И нет данных ни у кого о подобном ЦАП (с измерениями и субъективными сравнениями в слепых тестах).
Цитата
А Вы привели в статье цифры для текущей модели Dr.DAC2 DX TE? Или надо полагаться на Вашу старую статью на iXBT про Dr.DAC2 DX?
Все устройства прошли обширный цикл измерений, в материал попали только самые показательные. Упор на оценке болезней прошлых продуктов и сравнения, что удалось вылечить, а что нет в текущем продукте. Если вам не хватает каких-то данных, то всегда можно попросить их привести, а не возмущаться, что "все плохо". У меня пока складывается впечатление, что у вас большое желание поскандалить, а не вникнуть в суть. Каких графиков вам не хватило, то же большой вопрос...

Что касается стандартных расширенных отчетов, то они со временем будут, т.к. требуют времени на обработку, однако принципиально новой информации не дадут, т.к. будут в пределах  общей нормы.

В материале указано, что по техническим данным было сравнение с Dr.Dac2 Muses.
Мне нравится0
eugeneir.livejournal.com
Цитата
А некоторые устройства приобрели высокую популярность, вроде Audiotrack Dr. Dac 2, где инженерный уровень оказался на достаточно высоком уровне.
Вы упорно продолжаете связывать Ваше личное мнение о Dr.Dac2 с популярностью устройства. Прежде, чем приобретать себе ЦАП я, как, видимо, и многие, провёл своё собственное небольшое исследование того, что продаётся, и какого качества. И мне не могло не броситься в глаза, что Dr.DAC2, при отменнейшем качестве за свои деньги, совершенно непопулярен. Он обладает некоторой популярностью в бывшем СНГ, благодаря обсуждению на iXBT, но почти не известен на Западе. За Японию, на рынок которой и были нацелены изначально усилия Gyrocom, не отвечу, возможно Dr.Dac2 там более популярен (хотя по предложениям на Rakuten этого совершенно не заметно), но на рынках Европы и США это устройство практически неизвестно. Свою позицию я могу хотя бы как-то подкрепить цифрами продаж. Вы же упорно мне приводите в доказательство вашего тезиса о популярности Dr.Dac2 ... Ваши же собственные слова.  Это и есть типичная гуру-позиция. "Я так сказал, значит так оно и есть".
Цитата
Популярность - это не абсолютный показатель продаж за последний период, это еще и известность продукта. И речь идет о том, что Dr.Dac2 был одним из первых, кто смог за бюджетную стоимость получить отличный по тем временам результат.
Подкрепите, пожалуйста, Ваши слова хоть чем-нибудь. Потому что иначе это опять: "Я так сказал".   Показатель продаж - это не популярность, это лишь параметр, который позволяет её оценить.

Цитата
Альтернатив за такую же стоимость и более высоким качеством я не встречал. И нет данных ни у кого о подобном ЦАП (с измерениями и субъективными сравнениями в слепых тестах).
То, что Dr.Dac2 - отличный продукт, и не имеет альтернатив - это одна сторона медали. Я нигде не писал, что как-либо предпологаю обратное, и даже наоборот, я считаю его прекрасным устройством, особенно в последней ревизии, с Muses8920. Но это не означает, что устройство автоматически становится известным и популярным. То, что Dr.Dac2 известен и популярен только в узких кругах и показывает статистика продаж.
Иначе бы он не уступал в продажах устройствам, уступающим ему как по характеристикам, так и конструктивно.

У меня, к сожалению, нет данных и нет возможности оценить продажи Asus Xonar Essence One, но я очень сильно склоняюсь к мысли, что, если бы такие данные в наличии были, то стало бы видно, что Dr.Dac2 уже давно убит на рынке. А Essence STU - это не убийца Dr.Dac2, это его могильщик, особенно, если Asus удержит ценник в районе $400. А техническое качество продуктов, увы, играет здесть роль второстепенную.  Но я не имею доступа к таковым данным, и подтвердить свой тезис не могу, это лишь предположение.

Я не возмущаюсь тем, что "всё плохо". Меня разочаровывает то, что статья, которая могла быть очень хорошей, срывается на "гуру-стайл" и оперирует неподкеплёнными фантазиями и ссылками на данные в голове автора.
 
Цитата
В материале указано, что по техническим данным было сравнение с Dr.Dac2 Muses.

А вы привели в статье эти технические данные для Dr.Dac2 Muses? Или дали ссылку, где взять эти данные, замеренные по той же методике, которую использовали Вы?

Вот об этом я вам и пишу.  А не о том, что "всё плохо".

Поскольку в Вашем предыдущем комментарии присутствуют два утверждения, что я "спорить буду сам с собой" и что "у Вас складывается впечталение что у меня большое желание поскандалить", писать сюда я более не буду, т.к. обсуждение переходит из конструктивной плоскости на личности, а это мне не интересно.

P.S. По вопросу того, каких "графиков мне не хватило", я просто оставлю [url=http://www.innerfidelity.com/images/AllAmpGraphs.pdf]пример[/url].
Мне нравится0
romanrex
Такое ощущение, что вы живете где-то в США/Европе и не в курсе, что происходит в России. Аналитика продуктов проведена для Российского рынка. В чем претензия, до сих пор не ясно. Подсчет популярности через продажи, это все равно что утверждать, что в России самая популярная марка автомобиля - Лада. Объем продаж высокий. Но качество ниже плинтуса, а покупают из-за серьезно завышенных цен на иномарки. По вашему - такая популярность достойна уважения. У меня другое мнение. Как и по отношению к CUBE, который не имеет отношения к ЦАП с концепцией высокого качества на топовых комплектующих за низкую стоимость. Это все равно что сравнивать iPhone с Colorfly C4 Pro - цена схожа, продажи первого зашкаливают. И в тоге, неужели при выборе качественного звука надо выбирать Iphone из-за его "популярности" по статистике продаж?

Тем, кому все равно, из чего собран продукт и какие качество технической реализации - читают совсем других авторов, это нормально.

Мне не сложно в обратной связи сделать дополнительный тест или раскрыть подробнее то, что кому-то показалось не полным в материале. Вы не знаете, сколько было сделано измерений с Dr.Dac2 и Dr.Dac2 DX, но делаете выводы и считаете меня голословным.

Все выводы имеют четкие доказательства, не всегда публикуемые по разным причинам (вроде перегрузки материала тонной графиков, или экономией времени на оформление материала и подготовкой результатов). Нет доверия моему мнению и хотите сделать свое - выскажите пожелания, что хочется увидеть и по возможности результат будет выложен.

Dr.Dac2 DX по технической реализации уступает Dr.Daс2 - USB вход стал подвержен джиттеру. Эти сравнительные результаты будут видны в соответствующем обзоре.

Цитата
Подкрепите, пожалуйста, Ваши слова хоть чем-нибудь. Потому что иначе это опять: "Я так сказал".
Мной лично было протестировано и измерено несколько десятков устройств, которые были концептуально схожи с Dr.Dac2 и с разной ценовой планкой. Везде проблемы или с искажениями, или джиттером или шумами. Обязан ли приводить подробный список и тонну отчетов? Не думаю. С вашей стороны до сих пор нет пожеланий, что конкретно хотите увидеть. С моей стороны проведена большая работа и критика в стиле "а вот докажи! не верю!" выглядит нелепо.
Мне нравится0
baltak
А можно услышать пару слов о качестве ASIO-драйверов хотя бы по сравнению с STX\ST? Ведь ни для кого не секрет что в STX\ST они привинчены через одно место. Хотелось бы знать будет ли вывод звука в STU через ASIO достойной альтернативой DirectSound\Wasapi.
Мне нравится0
romanrex
У STU нет цифрового выхода - нет возможности проверить побитовость потока.
У STU нет входа - нет возможности проверить уровень задержки.

В тестах с аналоговым сигналом проблем не обнаружено. Т.е. другими словами - явных косяков нет, а тонкости нет возможности проверить.
Мне нравится0
Goalex
Крайне объективная, изобилующая фактами, статья.
Цену бы этой карточке рублей 8000, а не $ 400, тогда бы она стала хитом. А так все продолжат покупать Emu или очередную супер-новинку с новым дизайном, но старым барахлом внутри.
Мне нравится0
Сергей Иваов
А где её купить?! на ебей нету, на newegg нету, на маркете нету
Страницы: 1 2 3 След.

Возврат к списку >>>





Система Orphus

Яндекс.Метрика