Astell & Kern AK100 (iriver)

       

Astell & Kern AK100 (iriver)
История корейской марки iriver началась в 1999 году, когда несколько бывших руководителей корпорации Samsung решили создать собственную компанию по созданию полупроводниковых решений. Спустя некоторое время было принято решение о реорганизации деятельности компании на разработку набирающих популярность MP3 плееров. Производство было перенесено в Китай, и в ноябре 2000 года фирма дебютировала выпуском своего первого CD-MP3 плеера iRiver iMP-100. Компания начала завоевывать мир своими самыми тонкими CD-MP3 плеерами и, впоследствии, своими flash-плеерами. До сих у одного из авторов лежит CD-MP3 плеер iRiver iMP-550, бывший довольно популярным в России в 2003-2004 годах. Поддержка MP3 320 kbps, OGG в последних прошивках, игра «змейка» на пульте дистанционного управления, собственные NiMH-аккумуляторы, система антишока, о чем ещё мог мечтать тогда простой гражданин? Пока iPod только набирал обороты, iriver уже стала узнаваемой и популярной маркой.

Astell & Kern AK100 (iriver)

Основным успехом iriver стала поддержка mp3 и ogg формата, свободного от запретов копирования и лицензирования, в то время как остальные гиганты аудиоиндустрии тормозили с выпуском аналогичных решений из-за боязни получить различные иски. iriver же стартовал в странах третьего мира и тем самым был свободен от различных запретов. Но потом дела компании пошли не так успешно, когда очнулись остальные производители и на какое-то время ее продукция ушла в тень.

Решив снова удивить всех, iriver анонсировал свой первый Hi-End плеер под новой маркой Astell & Kern AK100, позиционируя свой плеер как самый качественный, намереваясь, по-видимому, снова сделать революцию или возродить доверие к своей марке.
Сравнение плееров Colorfly C4 Pro, Astell & Kern AK100 (iriver) и HiFiMAN HM-801
В эпоху зарождающегося mp3 успех компании был обеспечен, аналогично открытию сервису по бесплатной раздаче платных программ, видео и музыки (именно такая ситуация была на тот момент). Это было отличным решением для массового потребителя. Выпуск же дорогого топ плеера не столь однозначен по ряду причин: тут уже нет потребителей, жаждущих дешевой халявы или поклонников имиджевых продуктов. Тут уже рынок меломанов и «озабоченных аудиофилов». Но главное – плеер не относится к первым продуктам и ему нужно пробивать место под солнцем среди уже имеющихся решений. В качестве козыря у iriver известное имя и налаженные каналы сбыта (хотя по имеющимся каналам возможно дорогой продукт и не пойдет так же легко, как бюджетные модели компании).

Как выходили на рынок HiFiMAN, Colorful и iBasso?


В HiFiMAN, родоначальником такого плана плееров был брошен клич на форуме Head-Fi с вопросами, каким хочется видеть топовый плеер с безупречным качеством звука. Готовы ли платить высокую стоимость порядка $1000? Ответ был положительным, с условием, что плеер будет базироваться на мультибитном ЦАП, иметь модульную конструкцию со сменными усилителями, сменную батарею с «серьезным» питанием под 12-15 вольт, поддерживать lossless форматы, Cue, форматы высокого разрешения и т.п. Большую часть требований HiFiMAN реализовал в плеере HM-801 и быстро стал хитом.

В Colorful поступили по другому, там без опыта производства портативных плееров пошли по принципу – какой должен быть топовый плеер? Итогом стал неповторимый роскошный дизайн и высококачественная начинка. Если в HM-801 выбор был сделан в сторону «аудиофильских» предпочтений – одному из лучших представителей мультибитных ЦАП-ов PCM1704, то в Colorfly C4 Pro применили более современный ЦАП с меньшим уровнем искажений и поддержкой до 192 кГц. Многим аудиофилам CS4398 не так идеологически приятен из-за архитектуры дельта-сигма, однако этот ЦАП используется во многой качественно звучащей аппаратуре, где в качестве примера можно упомянуть студийное оборудование Lynx в виде LynxTwo, Aurora и Hilo, к качеству звучания которых в аудиофильской среде нареканий нет.

В iBasso пошли другим путем, там выбрали в качестве начинки один из самых современных ЦАП с очень высокими характеристиками ES9018, а для удобства управления – сенсорный экран и операционную систему Android. А Android – это отличное решение для тех, кто хочет расширить функционал плеера с помощью стороннего ПО. Вдруг выйдет новый Lossless формат?

HiFiMAN HM-801 скоро будет заменен новым плеером HiFiMAN HM-901 на двух ES9018, и возможно существенно потеснит Colorfly C4 Pro и iBasso DX100.

Помимо вышеперечисленных плееров есть и множество бюджетных моделей, таких как HiFiMAN HM-601, Colorfly C3, плееры Hisoundaudio (марок, не представленных в России еще наберется с десяток) с более скромными габаритами.

Тройка компаний с топовыми плеерами не является гигантами индустрии и выпуск аналогичного плеера от крупной компании вполне ожидаем, если не с позиции прибыли в узком секторе, то хотя бы как имиджевого продукта, демонстрирующего потенциал компании. Есть предпосылки со стороны SONY, продемонстрировавших портативный цап и усилитель для наушников на WM 8740 и обновляющих линейку флеш плееров. Вполне логично увидеть такого рода плеер от Cowon, как одних из самых передовых в массовых и качественных плеерах. Возможно, вывод подобного продукта сложнее реализовать в крупных компаниях, где с одной стороны есть деньги на разработку нового продукта, но этапы согласования в большой компании отнимают большое время и порой продукт выходит не когда был нужен, а когда уже успел морально устареть. В итоге первыми среагировали iriver.

Плеер Astell & Kern AK100 (iriver) и плеер Colorfly CK4

Что стоит ожидать от плеера? Высокий уровень эргономики, отточенный долгими годами. Наличие плеера в широкой сети продаж. Относительно звука же есть опасения, как бы погоня за эргономикой не пошла в ущерб высокому музыкальному потенциалу, ведь малые габариты и более долгий срок работы плеера достигнут за счет компромиссов, связанных с энергопотреблением, а использование экономичных микросхем обычно и не дает раскрыть потенциал системы. iBasso DX100, Colorfly C4 Pro и HiFiMAN HM-801 намного крупнее за счет прожорливых элементов в тракте wgg и усилителя. Часть элементов, вроде аудиофильских конденсаторов ELNA Silmic в Colorfly C4 Pro изначально крупногабаритные. В Astell & Kern AK100 же громко объявлен только ЦАП без упоминания остальных элементов. И к слову, устройства, содержащие данный ЦАП без использования других аудиофильских элементов вполне компактны и дешевы – вроде iBasso D-Zero.

Плееры Colorfly C4 Pro, Astell & Kern AK100 (iriver) и HiFiMAN HM-801
Впрочем, плеер на руках и готов к тщательному тесту, как объективному, так и субъективному на высококачественном тракте.

Внешний вид и конструкция Astell & Kern AK100


Для своего потенциала плеер довольно компактный - 59,2 х 79 х 14,4 мм (ШхВхГ), вес составляет 122г. Корпус исполнен из алюминия, в руке сидит как влитой и смотрится солидно.

Регулятор громкости плеера Astell & Kern AK100 (iriver)

Регулятор громкости радует своей «аналоговостью» и дополняет Hi-End статус плеера. У поворотного регулятора есть небольшой люфт и это дает повод опасениям, насколько прочна и надежна будет такая конструкция с течением времени. С позиции эргономики кнопки были бы лучше, но с позиции необычности – это интересное решение.


Внешний вид плеера Astell & Kern AK100 (iriver)

Дисплей сенсорный 2,4 дюйма, с IPS матрицей.

Оптический вход и 3.5 мм выход на наушники на верхней панели плеера Astell & Kern AK100 (iriver)

На верхней панели находится кнопка включения, оптический вход и 3.5 мм выход на наушники. Оптический выход совмещен с выходом для наушников. Несколько странно наблюдать, как компании отдают предпочтение только одному типу цифровой передачи, из-за чего пользователь впоследствии сталкивается с тем, что подключить устройства без редких конвертеров очень проблематично. В используемое гнездо с оптическим входом через миниджековый кабель можно было бы вывести и электрический S/PDIF вход/выход. Этот камень справедлив и в огород Colorfly C4 Pro (нет оптического входа и выхода), iBasso DX100 (нет цифровых входов) и HiFiMAN HM-801 (нет оптического входа и выходов).

Вид сбоку Astell & Kern AK100 (iriver)

На нижней панели расположен Micro USB разъем, и паз со сдвигаемой шторкой, в котором есть два входа для microSD объемом до 32 ГБ. Есть отзывы, что возможно использовать карты и большего объема, если карточка будет отформатирована в FAT32.

Через USB можно только перезаписывать файлы. Работать как звуковая карта (аналогично HiFiMAN HM 602/801) AK100 не может. Для использования с компьютером в качестве внешнего ЦАП потребуется отдельный USB-SPDIF конвертор, где в качестве оптимального варианта будет хорош Audiotrak Dr.Dac mini или Creative SoundBlaster X-Fi HD с оптическими выходами.

Micro USB разъем и два входа для microSD Astell & Kern AK100 (iriver)

Зарядка плеера осуществляется через USB, безусловно очень удобно, т.к. не требует особой зарядки, в данном случае такое же удобство как и с Colorfly С4 Pro/С3 и Hisoundaudio RoCoo BA.

Задняя панель плеера Astell & Kern AK100 (iriver)

Слева находятся кнопки переключения композиций и кнопка паузы/проигрывания.

Задняя панель плеера Astell & Kern AK100 (iriver)

Справа находится вышеупомянутый переключатель громкости.

Для полноты картины не хватает кнопки Reset. Однако плеер возможно перезагрузить зажав одновременно кнопку включения и боковую кнопку «вверх» на несколько секунд. В целом же качество сборки на высшем уровне, нареканий нет.

Элементная база Astell & Kern AK100

В начинку Astell & Kern AK100 входит один из старших в линейке Wolfson ЦАП WM8740. Его характеристики – 120 дБ сигнал/шум в моно режиме и 117 дБ в стерео. Искажения на уровне 104 дБ (0.00063%). Таким образом, от устройства можно ожидать не более 117 дБ при полной реализации потенциала ЦАП.

Формально WM8740 можно поставить на один уровень с CS4398 используемом в Colorfly С4 Pro, PCM1704 в HiFiMAN HM-801 и ES9018 в iBasso DX100 по признаку «один из старших моделей ЦАП в линейке производителя», ведь в таких продуктах технические характеристики становятся вторичны, а все решает реализация. Тем не менее, в аудиофильских кругах WM8740 не пользуется популярностью и довольно редок в дорогих стационарных Hi-End системах, гораздо чаще его можно встретить в портативной технике. Причина проста, у большинства ЦАП используется токовый выход и в обвязке ЦАП ставится преобразователь ток-напряжение, в то время как у WM8740 преобразователь встроен в микросхему ЦАП. Это уменьшает поле для экспериментов на участке преобразователя и не позволяет выжать из микросхемы более высокое качество. В портативном же исполнении WM8740 для производителей выглядит привлекательно – меньше элементов на печатной плате за счет встроенного преобразователя в ЦАП, что экономит место, снижает затраты на детали и упрощает схемотехнику устройства. В качестве бонуса достаточно высокие паспортные данные на микросхему – отдел рекламщиков может себя проявить во всей красе, что мы и наблюдаем в рекламе на Astell & Kern AK100. WM8740 можно встретить во многих портативных ЦАП-ах компании iBasso, где самым экономичным выглядит iBasso D-Zero всего за $150 (к вопросу о порядке стоимости устройств на WM8740 без аудиофильских обвязок ЦАП).

По всей остальной схемотехнике на Astell & Kern AK100 никакой информации нет, в частности об элементной базе усилителя плеера, что говорит о недоработке рекламного отдела в виде секретной разработки усилителя под перемаркированной микросхемой, как в Colorfly С4 Pro, или публикации именитой и зарекомендовавшей себя микросхемы усилителя. Долгое время работы плеера, малые габариты и низкое тепловое выделение при выходном напряжении в 1.5 В дает все основания предполагать использование очень экономичной в плане энергопотребления микросхемы. Экономичные миросхемы в большинстве случаев – усилители Д класса (так называемые цифровые, ШИМ), использующиеся преимущественно в мобильных телефонах и обычных портативных mp3-плеерах и являющихся своего рода узким местом.

Комплектация Astell & Kern AK100


Комплектация плеера Astell & Kern AK100 (iriver)
Плеер поставляется в красивой подарочной упаковке черного цвета.

Помимо плеера в комплекте идут:
  • Незамысловатый тканевый чехол
  • 2Гб MicroSD флешка с композициям в так называемом MQS формате
  • USB кабель
  • Несколько пленок на экран и заднюю панель
  • Инструкция

Эргономика Astell & Kern AK100


Плеер Astell & Kern AK100 (iriver) и наушники Sennheiser Momentum

Удобство использования – выше всяких похвал, малые размеры компенсируются неплохим экраном, на котором можно с легкостью переключить трек, покрутить эквалайзер и найти необходимую композицию.

Особенности Astell & Kern AK100


Плеер имеет сенсорное управление – некоторым покажется это удобным, некоторые выскажут свое недовольство в связи с возросшими энергозатратами, но мода на него в мультимедийных гаджетах сейчас достаточно популярна. Заявленное производителем время работы- 16 часов (FLAC, 16 бит, 44 кГц, громкость - 37, эквалайзер выключен, экран выключен). У самого экрана чувствительность довольно хорошая.

Плеер Astell & Kern AK100 (iriver) и наушники Sennheiser Amperior

По сравнению с другими Hi-End плеерами, например, iBasso DX100, крайне радует наличие боковых кнопок переключения композиций, что позволяет вслепую оперировать управлением плеера.
Astell & Kern AK100 (iriver)

Непривычно было использовать перемотку - вместо простого нажатия на необходимую часть проигрываемой композиции, надо нажимать сначала на ползунок и только потом перемещать его в нужное место. Сам по себе интерфейс Astell & Kern AK100 довольно прост и незамысловат, не приходится блуждать по бесконечным меню, как в Android-плеерах.

Astell & Kern AK100 (iriver)

Mastering Quality Sound (MQS)

Стандарт Mastering Quality Sound (MQS) продвигается в плеере Astell & Kern AK100 (iriver)

Отдельного упоминания стоит продвигаемый фирмой стандарт Mastering Quality Sound (MQS). Из пресс-релизов возникает ощущение, что перед нами секретный студийный формат высокого качества, в то время как на самом деле перед нами попытка назвать MQS форматом все записи, которые имеют разрядность выше 16 бит или 48 кГц. Т.е формата wav и flac в 44.1/24, 96/24 и 192/24. На флешке есть несколько примеров во flac в 192/24 «формата MQS».

В сортировке по папкам, альбомам, музыкантам и т.п. есть также и сортировка по MQS, при выборе которой плеер из памяти собирает в один список файлы высокого разрешения.

В целом, упор на MQS указывает, что компания не рассчитывает на продвинутых любителей качественного звука, знающих толк в lossless и форматов высокого разрешения, а хочет популяризировать плеер среди обычных пользователей. А дальше пользователи должны сами разобраться в том, что такое MQS.

В списке поддерживаемых форматах значатся – wave, flac, wma, mp3, ogg, aac, ape. Из lossless форматов не хватает только wv (которого нет и в других плеерах, за возможным исключением iBasso со сторонним ПО). Для формата wave и flac есть поддержка 96 и 192 кГц.

И конечно же, главная особенность - это размеры, малые размеры для такого производительного аудио устройства! По сравнению с другими современными Hi-End гигантами, он выглядит просто малышом.

Bluetooth и Astell & Kern AK100


К сожалению, при активации беспроводной гарнитуры с Bluetooth, на аналоговый выход сигнал не поступает, поэтому, использовать компактный пульт ДУ на основе Bluetooth гарнитуры как с iBasso DX100 не получится. Управление клавишами с гарнитуры происходит корректно.

Звучание Astell & Kern AK100

Astell & Kern AK100 (iriver) в сравнении с другими плерами

Для плеера высшей категории традиционно проведено два теста, один в режиме источника ЦАП в системе с акустическими колонками, а второй в паре с наушниками. Первый тест показывает уровень реализации ЦАП-а плеера и его возможность стать источником в домашней Hi-Fi системе в качестве замены CD проигрывателя или компьютера. Второй тест – это удачность использования плеера по прямому назначению с наушниками.

Astell & Kern AK100 (iriver) среди плееров и усилителей

В качестве стационарных противников перед Astell & Kern AK100 выступили Audiolab M-DAC и Audiotrak Dr.Dac 2 DX Muses. В качестве портативных плееров верхнего уровня: Colorfly C4 Pro, HiFiMAN HM-801, iBasso DX100. В качестве плееров средней категории: Colorfly C3 и Hisoundaudio RoCoo BA.

За усиление отвечал усилитель Technics SE-A5, относящийся к Hi-End моделям, с измеренным уровнем искажений не выше 0,001 % на средней мощности. К усилителю были подключены акустические системы на базе Eton8-800/37HEX + Vifa XT25. Такой же низкочастотный динамик используется в ADAM S2.5A, а аналогичный высокочастотный динамик в сателлитах BlueSky SAT 6.5 MK II. Для тех, кто ориентируется на «качество = цена», стоимость аналогичных пассивных мониторов на аналогичных комплектующих составит примерно $2000-2500 пара. Стоимость усилителя на поправку инфляции - $1500. Импеданс АС составляет 6 Ом.

Плеер Astell & Kern AK100 (iriver) на тестировании

Прослушивание проводилось в режиме слепого теста. Все источники были приведены к единому уровню с разбросом не более сотой доли децибела. За переключение источников отвечал отдельный коммутатор на галетном переключателе с индивидуальной подстройкой громкостей.

Когда тест проводится зрячим методом, и более того, с неотрегулированными уровнями, то большую погрешность в результат вносит как разное психоакустическое восприятие звука на разных громкостях, так и самовнушение (зачастую от вида ценника или предпочтений от марок).

Audiolab M-DAC лучше всех прорабатывает послезвучия и дает наиболее естественный объем звукового поля. Dr.DAC 2 чуть уступает по естественности и на многих композициях едва отличим. Наиболее близким звучанием по четкости и разрешению к M-DAC и Dr.Dac2 находится Colorfly С4 Pro, лишь незначительно уступая в проработке деталей. Следующее место следует отдать iBasso DX100 и HiFiMAN HM-801. Звучание этих моделей имеет свои особенности - iBasso DX100 все источники делает более крупными, что говорит о несколько худшем позиционировании, но при этом общая детальность не делает из этого проблему.

HiFiMAN HM-801, iBasso DX100, Colorfly С4 Pro и плеер Astell & Kern AK100 (iriver) на переднем плане

Несмотря на использование одинаковых микросхем ЦАП у iBasso DX100 и M-DAC в виде ES9018, звуковой почерк разный и M-DAC в сравнении с DX100 прозрачнее воспроизводит тихие звуки на фоне громких. HiFiMAN HM-801 звучит более «темно» из-за приглушенных высоких частот и практически не выстраивает звуковое поле в глубину, раскладывая стерео по плоскости. По HiFiMAN HM-801 несколько сложно выставить единую оценку, т.к. с одной стороны потенциал используемого PCM1704 не раскрыт, а с другой стороны вытягивает плеер и вполне комфортно звучит. Исходя из претензий поклонников HiFiMAN HM-801 в сторону «яркого звука» Colorfly С4 Pro и восхваления «ровного мультибита» напрашивается просто вывод о желании слушать ЦАП с ранним завалом в области высоких частот. В этом плане HiFiMAN HM-801 не имеет конкурентов.

Плееры Hisoundaudio RoCoo BA, Colorfly C3 и Astell & Kern AK100 (iriver)

Вторым эшелоном идут Astell & Kern AK100, Colorfly C3 и Hisoundaudio RoCoo BA, при переключении на них, словно между слушателем и колонками появляется штора и звук теряет часть прозрачности звучания.

Плееры Colorfly C3, Astell & Kern AK100 (iriver) и Hisoundaudio RoCoo BA

AK100 играет нейтрально, детальность на хорошем уровне, но к сожалению AK100 не соперник в этом тесте Colorfly С4 Pro и iBasso DX100. По характеру звучания Astell & Kern AK100 более близок к Hisoundaudio RoCoo BA и выигрывает в детальности. Различия между Dr.DAC2, С4 Pro и DX100 существенно меньше, чем разница с Astell & Kern AK100. Colorfly С3 можно охарактеризовать как более яркий источник с меньшей детальностью.

Субъективный тест звучания наушников

У Astell & Kern AK100 достаточно мощный усилитель, по громкости лишь едва уступающий выходу 6,3 мм у Colorfly C4 Pro и более громкий, чем у Colorfly С3 и Hisoundaudio RoCoo BA. Проблем с пропажей низких или высоких частот не наблюдается.

С низкоомными внутриканальными наушниками звучание наиболее хорошее, в то время как с полноразмерными наушниками на высокой громкости ощущаются искажения, делая звучание крикливым. С полноразмерными высокоомными особых нареканий нет. К плюсам Astell & Kern AK100 можно отнести достаточно неплохую стереопанораму.

Плеер Colorfly C4 Pro, наушники Audio-Technica ATH-ES10 и плеер Astell & Kern AK100 (iriver)

Если сравнивать Astell & Kern AK100 напрямик с Colorfly С3 и Hisoundaudio RoCoo BA, то плеер дает самое спокойное звучание, против более энергично-яркого Colorfly С3 и более детального Hisoundaudio RoCoo BA. Искажения у Astell & Kern AK100 низкие и единственное, что не дает на 100% обойти Colorfly C3 и Hisoundaudio RoCoo BA и приблизится к iBasso DX100/Colorfly C4 Pro – это недостаточная атака инструментов, из-за чего музыка теряет свой напор. В прямом сравнении Astell & Kern AK100 воспринимается как фоновый источник, качественный, хороший, но как фон…

Сравнивая Astell & Kern AK100/Colorfly С3/ Hisoundaudio RoCoo BA с Colorfly С4 Pro/iBasso DX100/HiFiMAN HM-801 можно отметить больший уровень резкости в звучании.

Astell & Kern AK100, как и Hisoundaudio RoCoo BA, меняет звучание арматурных наушников в зависимости от кривой их импеданса, усиливая высокие частоты для однодрайверных арматур. При оценке звучания наушников с чужих слов, характер звучания наушников может сильно зависеть от того, с каким плеером слушались наушники. С однодрайверными арматурными наушниками с Astell & Kern AK100 получаются более громкие высокие частоты и подчеркиваются верхние средние.


Измерения технических параметров Astell & Kern AK100

Результаты RMAA Pro


Общие результаты

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
+0.01, -0.10
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-110.7
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
110.6
Отлично
Гармонические искажения, %
0.0008
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-97.5
Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.0016
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-109.6
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.0040
Отлично
Общая оценка
 

Отлично

Частотная характеристика AK100

АЧХ плеера Astell & Kern AK100 (iriver)

От 20 Гц до 20 кГц, дБ
-0.18, +0.01
От 40 Гц до 15 кГц, дБ
-0.10, +0.01


АЧХ ровная, полностью типовая для ЦАП-ов без дополнительной эквализации.

АЧХ плеера Astell & Kern AK100 (iriver) В режиме частоты дескретизации 192 кГц

В режиме частоты дескретизации 192 кГц, высокочастотный диапазон воспроизводится корректно, без даунсемплинга. Ослабление высоких частот вызвано аналоговым фильтром и срез типичен для большинства ЦАП-ов и звуковых карт, как оптимальное решение.

Спектр шума AK100

Astell & Kern AK100 (iriver)

 
Левый
Правый
Мощность RMS, дБ
-109.0
-108.7
Мощность RMS, дБ (A)
-110.7
-110.6
Пиковый уровень, дБ
-85.7
-85.9
Смещение DC, %
+0.0
+0.0

Уровень шумов достаточно низок для устройства такого класса, чуть больше 110 дБ. Спектр шума можно охарактеризовать как чистый.

Гармонические искажения(-3 дБ) AK100

Гармонические искажения(-3 дБ) плеера Astell & Kern AK100 (iriver)


 
Левый
Правый
Гармонические искажения, %
+0.0008
+0.0007
Гармонические искажения + шум , %
+0.0012
+0.0012
Гармонические искажения + шум (A-взвеш.), %
+0.0013
+0.0013

Спектр гармонических искажений выглядит стандартно для типовой грамотно спроектированной схемотехники.

Взаимопроникновение стереоканалов AK100

Взаимопроникновение стереоканалов плеера Astell & Kern AK100 (iriver)

 
Левый
Правый
Проникновение на 100 Гц, дБ
-105
-105
Проникновение на 1000 Гц, дБ
-109
-108
Проникновение на 10000 Гц, дБ
-99
-99

Уровень взаимного проникновения каналов достоин высокой оценки – на уровне 109 дБ на 1 кГц – отличный результат для миниджекового выхода.


Отчет RAA (Reference Audio Analyzer) линейного выхода AK100

Astell & Kern AK100 (iriver)



Амплитудно-частотная характеристика и импеданс AK100


Общие результаты
Неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц 20 кГц, дБ -0,05, +0,02
Полное выходное сопротивление среднее в диапазоне 40 Гц 15 кГц, Ом 23,8
Максимальный уровень напряжения без нагрузки, В (rms) 1,41
Максимальный уровень мощности получен под нагрузкой 24 Ом, мВт 21,02
Подробное описание о величинах в таблице
Рассчитать уровень SPL наушников с конкретным усилителем можно при помощи online калькулятора


Полное выходное сопротивление равно 23,8 Ом, близкое к заявленному и имеет постоянную величину. Сопротивление относится к одному из самых распространенных в плеерах и звуковых картах.

Спектр гармонических искажений Astell & Kern iriver AK100 в режиме линейного выхода

Astell & Kern AK100 (iriver)



Гармонические искажения
Astell & Kern iriver AK100 line out
Гармонические искажения при 0,0 dBFS @ 1 кГц, дБ
-97,2
Коэфициент гармонических искажений при 0,0 dBFS @ 1 кГц, %
0,001379
Гармонические искажения при -3,0 dBFS @ 1 кГц, дБ
-99,2
Коэфициент гармонических искажений при -3,0 dBFS @ 1 кГц, %
0,001102


Спектр искажений получен на двух синусах, с уровнем -3 dBFS как в RMAA, и 0 dBFS, как производится на Audio Precition. В RMAA корректное измерение под 0 dBFS невозможно из-за операции нормализации сигнала перед анализом, приводящем к клипингу сигнала с таким уровнем. Для общей и достаточно точной оценки достаточно сделать измерение при уровне -3dBFS, учитывая, что обычно чувствительность входа у звуковых карт сопоставима с уровнем на выходе и измерение под 0dBFS вызовет обоюдный клиппинг на участке ЦАП-АЦП.

Делать анализ сигнала под 0 dBFS полезно в тех случаях, когда нужно сверить паспортные данные на устройство и когда выявляется проблема клиппинга обвязки ЦАП при подаче максимального уровня сигнала, как например это есть у HiFiMAN HM-801.

Спектр представлен в линейном масштабе для удобства визуального контроля порядка гармоник и имеет незначительные отличия от RMAA, обусловленные анализом более длинного сигнала, порядка 60 сек с экспоненциальным усреднением. Таким образом на выходе получается более низкий уровень шумовой полки и статистически более точные значения амплитуд гармоник.

Для удобства на графике отдельно приведена шумовая полка, для легкого визуального контроля, что является шумом, а что искажениями.

Спектры выглядят более чем адекватно и не дают поводов для беспокойства. Подробно посмотреть амплитуды гармоник можно в полном отчете.

Спектр динамического диапазона (-60 dBFS) Astell & Kern iriver AK100 line out


Спектр динамического диапазона (-60 dBFS) плеера Astell & Kern iriver AK100 line out



Тест на динамический диапазон дает возможность оценить уровень коррелированного шума и искажений при подаче сигнала с малой амплитудой в -60 dBFS. В данном случае все чисто.

Спектр искажений сигнала малой амплитуды -90 dBFS Astell & Kern iriver AK100 line out


Спектр искажений сигнала малой амплитуды -90 dBFS плеера Astell & Kern iriver AK100 line out


Тест с еще более тихим сигналом с уровнем -90 dBFS показывает увеличение искажений, которых в идеале быть не должно. Возможно, тут кроется ответ на недостаточно прозрачное звучание Astell & Kern AK100 в сравнении к примеру с Colorfly С4 Pro.

Технический тест Astell & Kern AK100 на совместимость с наушниками

Максимальный уровень напряжения в зависимости от нагрузки на выходе усилителя Astell & Kern iriver AK100 HP out



Максимальный уровень напряжения в зависимости от нагрузки на выходе усилителя плеера Astell & Kern iriver AK100 HP out

Уровни напряжений
В (rms) dBV
Максимальный уровень напряжения без нагрузки 1,41 3,0
Максимальный уровень напряжения под нагрузкой 16 Ом 0,5 -6,3
Максимальный уровень напряжения под нагрузкой 32 Ом 0,8 -1,8
Максимальный уровень напряжения под нагрузкой 50 Ом 1,0 -0,4
Максимальный уровень напряжения под нагрузкой 100 Ом 1,1 1,2
Максимальный уровень напряжения под нагрузкой 250 Ом 1,3 2,2
Максимальный уровень напряжения под нагрузкой 600 Ом 1,4 2,7
Рассчитать уровень SPL наушников с конкретным усилителем можно при помощи online калькулятора

Максимальный уровень напряжения без нагрузки составил 1,41 В, что равно 3 dBV.

Исходя из табличных данных, можно легко спрогнозировать уровень громкости наушников, подключенных к Astell & Kern AK100. Для 16 Ом Astell & Kern AK100 обеспечивает 0,5 В, равные -6,3 dBV и если у наушников будет чувствительность в 125 дБ/В, то возможно получить звуковое давление в 125-6,3 = 118,7 дБ. Используя табличные данные достаточно просто делать оценку на «раскачает ли наушники усилитель».

Уровни гармонических искажений под нагрузками в зависимости от уровня напряжения на выходе усилителя Astell & Kern iriver AK100 HP out


Уровни гармонических искажений под нагрузками в зависимости от уровня напряжения на выходе усилителя плеера  Astell & Kern iriver AK100 HP out


По графику можно видеть, что уровень искажений зависит от величины нагрузки на входе. При анализе спектров удалось установить, что уровень искажений задает в основном вторая гармоника. По резкому увеличению искажений и появлению в спектре гармоник высших порядков максимальным уровнем выходного тока является 30 мА.

АЧХ усилителя Astell & Kern iriver AK100 HP out под резистивными нагрузками


АЧХ усилителя плеера Astell & Kern iriver AK100 HP out под резистивными нагрузками


При подключению к усилителю наушников с постоянным сопротивлением АЧХ никак не меняется.

АЧХ усилителя Astell & Kern iriver AK100 HP out под нагрузкой наушников динамического типа


АЧХ усилителя плеера Astell & Kern iriver AK100 HP out под нагрузкой наушников динамического типа



При подключении типовых динамических наушников отклонения в области низких частот составляют порядка 3 дБ. Это можно отнести к среднему значению.

АЧХ усилителя Astell & Kern iriver AK100 HP out под нагрузкой наушников арматурного типа (однодрайверных)


АЧХ усилителя плеера Astell & Kern iriver AK100 HP out под нагрузкой наушников арматурного типа (однодрайверных)



При подключении однодрайверных арматурных наушников частотный баланс меняется в сторону повышения высоких частот до 6 дБ, что означает, что высокие частоты практически будут играть в два раза громче.

RAA Report: Подробный отчет линейного выхода Astell & Kern AK100
RAA Report: Подробный отчет выхода для наушников Astell & Kern AK100

Выводы


Плееры Colorfly C3, Astell & Kern AK100 (iriver) и Colorfly С4 Pro



Получился очень интересный плеер, который достаточно гармонично закрывает брешь между плеерами Colorfly C3/HiFiMAN HM-601/Hisoundaudio RoCoo BA и тройкой крупных монстров в виде Colorfly С4 Pro, iBasso DX100 и HiFiMAN HM-801. От младших собратьев Astell & Kern AK100 отличается более высоким уровнем эргономики в управлении и поддержкой форматов высокого разрешения. Старшим моделям Astell & Kern AK100 несколько уступает в качестве звучания.

Плееры Astell & Kern AK100 (iriver), Hisoundaudio RoCoo BA и Colorfly C3



Ситуация с ценой на рынке России достаточно приятна, плеер продается по близкой рекомендованной мировой цене, в то время как Colorfly, iBasso и HiFiMAN продаются дороже. Это можно объяснить тем, что Astell & Kern AK100 является не более, чем малой частью основного импортируемого груза, что в свою очередь существенно снижает издержки.

Astell & Kern AK100 (iriver) и Sony NWZ-F806



Для Запада цена на Astell & Kern AK100 выглядит несколько завышенной, т.к. рекомендованные $700 мало отличаются от рекомендованных $800 на Colofly С4 Pro и iBasso DX100.

Компании iriver хотелось бы пожелать не останавливаться в своих начинаниях и сосредоточить фокус не в сторону устройств с высокой эргономикой в ущерб звуку, а выпустить менее компромиссный плеер и тем самым начать теснить Colorfly, iBasso и HiFiMAN.

Стоит ли экономить при выборе топового плеера, выбирая между Colorfly C4 Pro, iBasso DX100 в сторону Astell & Kern AK100? Ощущения, что плееры равнозначны или между ними исчезающе малая разница не возникло. Astell & Kern AK100 является хорошим выбором для тех, кому нужен качественный звук и удобный плеер (особенно на фоне обычных плееров и iPhone/iPad), но кто не сильно заморочен максимально качественным звучанием, доступным на сегодняшний день.




Автор: 
Другие авторы: Кузнецов Роман (romanrex)
21.02.2013


Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter. Это не требует регистрации. Спасибо.

Поделитесь в социальных сетях




Еще интересное для чтения

« Предыдущий материал

Следующий материал »

Азиатская компания FiiO выходит на рынок цифровых аудиоплееров, выпуская модель X3 из своей новой линейки Обзор одной из последних разработок Sony – 32-гигабайтный сенсорный MP3/FLAC плеер NWZ-F806 на основе Android 4.0.4 и с поддержкой Wi-Fi.
Комментарии и отзывы (9)


Мне нравится0
magicwolf
Спасибо за обзор. А король оказался голым smile:D. Одно не могу понять почему сравнение идет с Colorfly C3, у не с Colorfly CK4? Все таки, Colorfly C3 из другой ценовой категории. И напрямую не сравнивается с HiFiMAN HM-601?!
Мне нравится0
Алексей Ахрамкин
Сравнивать Astell и  Colorfly С4 Pro нельзя ни по качеству, ни по цене. Размер в данном случае имеет ключевое значение. Потому, что разработчики Colorfly С4 элементарно не смогли “вместить” свои идеи в корпус “приемлемого” размера, напротив, в компании iriver разработали именно “карманный” девайс. При этом размеры, по любому, определяют всё и в первую очередь элементную базу.
Я слушал оба плеера на своем музыкальном материале и без особых усилий уловил разницу в звучании. Звучат плееры по разному – и я соглашусь, что Colorfly С4 звучит немного интереснее, но его звук, на мой взгляд далек от идеального, каким его пытаются представить.
В результате самостоятельно проведенных тестов я купил себе Astell и на сегодняшний день остался вполне доволен.
Музыку оба плеера играют интересно и их не хочется сразу выключить, в отличие от большинства плееров встроенных в разные мобильные устройства.
Советую всем, прежде, чем делать какие либо выводы послушать и, что не мало важно - подержать оба девайса в руках.
Мне нравится0
pan
Алексей Цыфиров, Алексей Ахрамкин, реквестирую треки для проверки звучания плеера на динамических наушниках с формальным описанием разницы в звуке, если это возможно (можно без учёта разинцы в тональном балансе). Для Цыфирова: было бы интересно прочитать на примерах отвывков композиций в чём конкретно заключается разница между Colorful Colorfly C4 vs Astell & Kern AK100 vs Colorful Colorfly C3, опять же, не обращая внимания на разницу в тональном балансе. Ну так, чтобы точно услышать разницу в прозрачности звучания, в хм... "ширине сцены" и т.п. Можно даже попробовать напрямую сранить плеер (AK100) со знучанием iPod или встроенной аудиокарты.
Мне нравится0
magicwolf
Алексей Ахрамкин
Согласен с Вами, AK100 в четыре раз больше, чем Sansa Clip+ по объему и весу, тогда как ColorFly C4 Pro в 8 раз!
Мне нравится0
Алексей Ахрамкин
Цитата
magicwolf пишет:
... по объему и весу, тогда как ColorFly C4 Pro в 8 раз!
… от себя добавлю, что chord qbd76hd всего лишь раза в 3 больше чем  ColorFly C4 Pro – а играет раз в 100 лучше чем ColorFly C4 ))) … только, ... в карман он уже “совсем” не лезет smile;)
Мне нравится0
Алексей Ахрамкин
P.S. Я всего лишь, советовал самостоятельно послушать все девайсы своими ушами, и не делать поспешных выводов основываясь исключительно на чужом мнении 


… а ColorFly C4 – отличный плеер, к тому же продавать его в России значительно выгоднее – навар на каждом минимум - долларов 400 – конечно же он лучший )
Мне нравится0
magicwolf
Как не аудиофил, и человек не имеющий доступ к дорогим и дешевым аппаратам (у меня из портатива только Clip+), кроме того, живущий в таком месте, где никогда в магазинах не будет AK100, да и более того, человек без "золотых ушей" - я с интересом читаю эти обзоры, за что спасибо команде сайта!
А покупаю я с ebay, ali, taobao и например с player.ru, то бишь, где дешевле там и беру.
Мне нравится0
gravitonx
Добрый день.
Есть вопрос касательно выходного сопротивления в 22Ом. Я так и не понял, критичная ли это проблема. В интернете очень много споров об этом, но единого видения нет.
Правильно я понимаю - этот повышенный импеданс становится проблемой, если наушники низкоомные и с переменным сопротивлением вдоль АЧХ? 
Почему тогда на Вашем графике зависимости АЧХ от подключенного сопротивления все кривые сливаются в одну? Создается впечатление, что даже при изменении сопротивления, общий уровень амплитуд не меняется (по идее, при разных сопротивлениях кривые АЧХ должны параллельно смещаться вверх/вниз на графике).

Далее вопрос по существу. Как теоретически должно сказываться 20-омное выходное сопротивление на таких наушниках: 
Sony MDR-EX1000, сопротивление 32Ом (замеры тут: [url]http://www.innerfidelity.com/images/SonyMDREX1000.pdf[/url])
Sennheiser Momentum, 18Ом (замеры тут [url]http://www.innerfidelity.com/images/SennheiserMomentum.pdf[/url])

Есть ли смысл проводить мод, уменьшающий сопротивление до <1Ом, который достаточно популярный среди пользователей АК100. 
Хотелось бы услышать от вас мнение об этом моде в целом. Какие положительные/отрицательные стороны имеют место.
Мне нравится0
romanrex
Нулевое сопротивление не панацея, как показывает практика, с нулевым сопротивлением сложнее добиться низких искажений. У AK120 сопротивление низкое, но звучание обычное.

В материале три стандартных графика, сливаются в одну линию там, где сопротивления наушников постоянны по частоте, аналогично резистивной нагрузке.

Так как у плеера сопротивление постоянное по частоте и также постоянное у нагрузки, то и графики сливаются. У Momentum и MDR-EX1000 неравномерность импеданса минимальна, и

изменение АЧХ станет заметной только при очень высоком выходном сопротивлении усилителя, у Momentum при 100 Ом изменение всего в 1 дБ.


Momentum + AK100 можно посмотреть в отчете [url]http://personalaudio.ru/raa/otchety/naushniki/senheiser-momentum/[/url]

Рисунок

Тут значение для усилителя в 20 Ом (голубая линия) с постоянным сопротивлением по всему частотному диапазону наиболее близко к AK100. Как видно, изменения АЧХ минимальны.

Рисунок

Вот если низкоомные наушники будут подключатся к усилителю, аналогичному в  Colorfly С3, Cowon D2, тогда будет небольшая пропажа низких частот.

По моду у меня данных нет, если мод даст более прозрачное звучание, тто делать стоит, если только ради снижения выходного сопротивления, то с этими наушниками особой разницы не будет в плане АЧХ.

Возврат к списку >>>





Система Orphus

Яндекс.Метрика